В Чувашии впервые за почти 100 лет фильм чувашского режиссера выходит в прокат
Режиссер обратился к министру культуры Чувашии
В Чувашии в прокат выходит фильм “История деда Азамбая” по повести Михаила Юхмы. Это уникальное событие, так как национальные чувашские фильмы не выходили в прокат с конца 20-х годов прошлого века. Об этом корреспонденту “Про Город” рассказал режиссер и продюсер фильма Марат Никитин.
31 октября в кинотеатре “Сеспель” в Чебоксарах состоялся премьерный показ фильма “История деда Азамбая” по повести Мишши Юхмы.
Фото из личного архива Марата НикитинаРежиссер и продюсер фильма Марат Никитин рассказал о фильме и о своем взгляде на ситуацию с чувашским кинематографом.
“Я – Марат Никитин. Кино занимаюсь с 2004 года. В Москве окончил курсы школы-студии Александра Митты. Потом вернулся на родину, написал сценарий и начал снимать фильмы с нашими чувашскими актерами. Но однажды я почувствовал, что это какой-то потолок, и нужно что-то делать. Фильмы, которые мы делали, были очень любительскими. Чего-то в них не хватало. В 2008 году я поехал в Москву поступать во ВГИК. Поступил со второго раза в мастерскую Меньшова, Тумаева и Рязанцевой. Окончил ВГИК в 2010 году, работал в Москве, потом вернулся в Чувашию. У моего дипломного фильма "Соучастник" 1,8 миллиона просмотров на одном из крупнейших видеохостингов, с ним я также победил в номинации “Лучший режиссер” на Чебоксарском международном кинофестивале”, – рассказал Марат Никитин о своем пути в кинематографе.
На счету режиссера несколько фильмов, в том числе фильм “Хорло”, который вошел в шестерку фильмов “Достояние республик”. Сценарист и режиссер Евгений Цымбалов, работавший с Андреем Тарковским, отметил, что, по его мнению, “Хорло” – один из лучших фильмов, которые снимались за последние 20 лет в России.
Фото khorlofilm
В 2024 году состоялась премьера нового фильма Марата Никитина “История деда Азамбая”. Марат выступил режиссером и продюсером фильма. Он рассказал, как пришла идея снять именно этот фильм.
“Поиск сюжета – это постоянный поиск. Все время ищешь материал – что тебя зацепит, что захочется сделать. Это непрекращающийся процесс – снимать кино, делиться своими мыслями, идеями. Как говорил Сергей Соловьев: ”Режиссер – это образ жизни”. Я был в поиске материала. И в 2016 году познакомился с Михаилом Юхмой. Он подарил мне свою книгу. Я ее прочитал буквально за несколько дней. И Азамбай меня очень впечатлил. Я так проникся историей, что у меня потекли слезы. И я подумал, что, если меня так цепляет, так проникает в душу, то надо снимать фильм”, – поделился режиссер картины.
Марат Никитин написал сценарий и прошел нелегкий путь поиска финансирования съемок.
“Режиссер снимает кино таким образом: или тебя находит продюсер, предлагает сценарий, и ты перерабатываешь чужой материал, или пропускаешь материал через себя. Режиссер авторского кино, тем более регионального, ищет деньги сам, ходит к знакомым, продюсерам, инвесторам. Хочешь – не хочешь, берешь на себя функции продюсера либо ждешь манны небесной. С деньгами нам помог частный инвестор из Москвы. Он выделил основную сумму. Остаток суммы дали знакомые. Вложил и свои деньги тоже”, – рассказал создатель фильма.
Основное место съемок нашли в Новочебоксарске, в деревне Ольдеево.
“Тут тоже есть своя история. В 2010 году я снимал свою курсовую работу “Никита” по детским рассказам Андрея Платонова. Искали дом. И мой отец сказал, что есть дом у знакомой, тети Нины. В общем, дом нашли по знакомству. Когда я впервые зашел в него, он был весь завален вещами, потому что в нем не жили, использовали как дачу. Но я понял, что если все это убрать, будет прекрасная локация для съемок. Мы с художником все почистили, убрали, и это был превосходный дом. Сняли “Никиту”. И я про себя все время думал:”Только не продавайте, только не продавайте дом”. Дом не продали, и там мы сняли “Историю деда Азамбая”. К сожалению, дом все-таки снесут, потому что он уже старый, 1937 года постройки. Такие дома нужно уметь поддерживать, это же дерево. Классный музей можно было бы сделать. Жаль”, – поделился режиссер историей выбора места съемок.
Фото из личного архива Марата НикитинаВ фильме снимались профессиональные актеры.
“В главной роли деда Азамбая снимался народный артист Чувашской Республики Василий Павлов, народные артистки Чувашии Светлана Савельева и Ирина Архипова. Снимались также молодые актеры ТЮЗа, мои студийцы. Состоялся дебют моего сына, Льва, он сыграл мальчика, выбегающего к деду Азамбаю с небольшой репликой. Сыну пять лет, он серьезно готовился, учил слова”, – рассказал Марат Никитин об актерском составе своей творческой команды.
Фото из личного архива Марата НикитинаФильм “История деда Азамбая” уже побывал на международном фестивале “Казанские премьеры” и на московском международном фестивале “День Победы”. В начале ноября чувашская кинокартина будет показана в Москве на международном благотворительном фестивале “Лучезарный ангел”.
“Показывали фильм на фестивалях зрителям и кинокритикам, и молодому поколению, тем, кто любит голливудское кино, экшен. В Чувашии премьера была в мае в кинотеатре “Сеспель”. Посмотрели, как зритель воспринимает. Такая фокус-группа у нас получилась. Приняли хорошо. Люди разного возраста, даже разных поколений. И подростки смотрят фильм, для них это не скучно, и это очень важно. И взрослое поколение тоже понимает фильм, смотрят, им нравится. Значит, у картины есть перспективы”, – поделился своими мыслями и надеждами режиссер.
Фото из личного архива Марата Никитина
Марат Никитин сейчас является своего рода первопроходцем: он намерен впервые за почти сотню лет организовать прокат фильма не только в столице Чувашии, но и в районах республики.
“Последний прокат был в конце 20-х годов прошлого века, когда Иоаким Максимов-Кошкинский ездил по республике со своими “Волжскими бунтарями”. Положение чувашского кино сейчас катастрофическое, если сравнивать с некоторыми другими регионами России. Конечно, в Чувашии есть инициативные ребята, которые в частном порядке снимают кино, мечтают, пробуют себя. Но это не индустрия. Если сравнивать с Якутией, то там уже давно сложился определенный кинорынок. Якутский зритель любит свое кино. Постоянно ходит в кинотеатры на национальные фильмы. Чего у нас пока нет. Сейчас мы устраиваем эксперимент – пойдет зритель или не пойдет, сможем ли мы раскачать его, полюбит ли он свое чувашское кино? Я со своим фильмом взял на себя такую ответственность. Это большая ответственность и риск, ведь людям может и не понравиться. Хотя мне кажется, мы сделали очень душевное кино”, – рассказывает о своем взгляде на ситуацию с чувашским кинематографом режиссер и продюсер.
Фото из личного архива Марата Никитина
“В данный момент, если смотреть тренды, учитывать зрительские вкусы в России, Якутия – одна из лидирующих республик. Я смотрел статистику за девять месяцев – якутские фильмы приносят около 200 миллионов рублей. Это круто! В Якутии население 800 тысяч человек, а вот такое кассовое кино сделали. Но они тоже шли к этому определенное время”, – продолжает рассказывать Марат Никитин.
Фото из личного архива Марата Никитина“Что касается меня, то я пропагандирую наше чувашское кино уже давно. Это моя мечта, чтобы в нашей республике появилась централизованная система проката кинофильмов. Договоренностей таких пока нет, и мне приходится самому с нуля это делать: чтобы зритель голосовал рублем. Может, зрителю чувашское кино и не нужно? Зритель скажет, что ему это не надо. Снимать только для себя? Но тогда серьезное кино пропадет. Для того чтобы снимать кино на серьезные темы, нужен бюджет. Откуда его взять? Либо из государственного бюджета, либо продюсер выпускает фильм, тот идет в прокате, и вернувшиеся деньги он снова вкладывает в новое кино. Якутия так и развивается. Но и там без государства, без помощи местных властей кино развивать не получается. Культуре требуется субсидирование и законодательная поддержка. Хочу обратиться к руководителю Министерства культуры Чувашии – поддержите меня, помогите в организации централизованной системы проката нашего чувашского кино”, – обратился Марат Никитин к Светлане Каликовой.
“Можно снять фильм, съездить на фестиваль и что-то выиграть, но это не индустрия. Якутское кино уже давно на самоокупаемости. И режиссеры там не бегают с протянутой рукой, не ищут, где же найти деньги. Они знают, что снимут качественное кино, и если получится классно, то зритель придет и будет это смотреть. Я думаю, к этому надо стремиться. Без государственной поддержки, без инвестирования в национальное кино оно так и останется провинциальным. И молодые кинематографисты, получив образование, будут оставаться в Москве, в Питере. Они не вернутся в Чувашию, где у них нет перспектив. Если мы хотим, чтобы так было, то мы делаем все правильно, в кавычках, конечно”, – сказал Марат Никитин.
Бюджет фильма “История деда Азамбая”, включая все стадии кинопроизводства, составил около одного миллиона рублей.
“С предпродакшном, съемкой, постпродакшном, подготовкой документов для получения прокатного удостоверения, удостоверения национального фильма, с участием в программе “Пушкинская карта”, печатью постеров мы потратили около одного миллиона рублей”, – поделился продюсер фильма.
Фото из личного архива Марата Никитина
Режиссер снял фильм на русском языке, но следующую картину планирует сделать на чувашском, чтобы усилить подлинность восприятия зрителем своей работы.
Фото из личного архива Марата Никитина
Создатель фильма рассказал о сюжете фильма “История деда Азамбая”, но не раскрыл смыслы, которые вложил в свою работу.
“Уже четыре года прошло с окончания войны, а дедушка Азамбай продолжает ждать своего сына, который еще не вернулся с фронта. Ждет его и жена, невестка деда Азамбая. Это драма и очень личная история. Что я там планировал, какие были идеи, какие темы я хотел затронуть, конечно, можно об том рассказать, но мне хотелось бы, чтобы зритель сам это понял. Потому что все субъективно. Все мы воспринимаем по-разному. И мне не хочется, чтобы мое мнение повлияло на впечатление зрителей”, – пояснил Марат Никитин.
И все же режиссер приоткрыл завесу тайны и сделал намек, каким будет финал фильма.
“Есть такой закон драматургии: если в жизни нет справедливости, то пусть она будет в кино. И мы постарались, чтобы это был светлый финал”, – сказал режиссер.
Фото из личного архива Марата Никитина
Следующий показ фильма в Чебоксарах состоится в кинотеатре “Сеспель” 2 ноября в 14:30, 4 ноября – в 16:00. Стоимость билета – 200 рублей. В Новочебоксарске премьерный показ пройдет в кинозале ДК “Химик” 12 ноября в 18:30. Стоимость билета – 150 рублей. В районах Чувашии фильм можно будет увидеть после заключения договоров с администрацией кинозалов.
“Я хочу пригласить жителей Чувашии на наш фильм. Приходите, посмотрите. Мы создали для вас интересную историю. У нас получилось ретрокино. Мы хотели сделать фильм с ностальгией по советскому кинематографу. Душевная и эмоциональная история, которая, я надеюсь, вас тронет и пробудит глубокие мысли и чувства. И, может быть, в наше неспокойное время даже придаст уверенности и желания жить дальше и развиваться. Приходите в кино, чтобы увидеть понятную и близкую каждому историю”, – пригласил своих земляков режиссер и продюсер Марат Никитин на премьеру фильма “История деда Азамбая”.
Подробнее – в видео: