Из-за обмеления Суры Шумерля может остаться без воды: активист нашел недорогое решение проблемы, но местные власти ждут миллионы из бюджета
Река Сура в округе Шумерли раз в несколько лет зарастает илом и песком. Сейчас ситуация такова, что, по мнению городского активиста, это может привести к проблемам с водой в городе. Проблемой и идеей ее решения, которую не поддерживает администрация, с нами поделился общественник Николай Горячев.
Для Шумерли эта беда не нова: с тех пор, как Сура в районе города заметно обмелела, русло регулярно зарастает илом. В том числе и в районе городского водозабора. Проблему решают дноуглубительными работами, которые выполняют земснаряды. Это на время устраняет заиление, однако со временем все повторяется. А работы, во-первых, не из дешевых, а во-вторых, влияют на русло реки:
"За прошедшие лет 20 только в Шумерле на дноуглубительные работы земснарядом было израсходовано более 50 млн бюджетных рублей. Однако эффективность этих трат под большим вопросом – после каждого паводка русло заиливается вновь и через пару‑тройку лет вновь требуется кардинальная чистка. Помимо этого, углубление русла земснарядом только в зоне дюкерных переходов приводит к вымыванию песка из‑под железобетонных конструкций берегоукреплений и грозит их сползанием на дно реки. Плиты уже накренились в сторону русла и проседают", – делится Николай Горячев.
Сейчас, как считает активист, снова существует риск ситуации, когда подача воды в город станет невозможна, как в 2018 году, когда Суру затянуло песком и илом настолько, что ее глубина опустилась до 25 сантиметров (вместо положенных двух метров), и город почти остался без воды. Тогда ситуацию разрешил именно Николай Горячев, применивший знакомый ему с юности метод гидроциркуляции ученого Потапова – в русле реки установили специальные щиты, которые помогли нужным образом направить потоки воды и, устранив намывы, нормализовать глубину русла. Тогда это быстро помогло, но новаторство Николая не оценили – даже за работу ему заплатили только после судебного иска и четыре года спустя.
Сейчас, когда Суру снова затянуло песком и илом, общественник предложил решить ситуацию тем же способом, учитывая, что он является куда более выгодным и эффективным – как в плане объема работ, так и в плане их стоимости:
"Это такая смешная сумма по сравнению со стоимостью работ с использованием земснаряда, которые были выполнены водоканалом в 2019 году. Тогда из бюджета администрации города за расчистку 350‑метрового участка русла было потрачено около девяти миллионов рублей. При этом на береговую часть было вывезено и завезено самосвалами около четырех тысяч кубометров песка весом примерно 80 тысяч тонн! Для складирования песка предварительно расчистили от лесных насаждений участок в полгектара, а для заезда самосвалов был срыт правый берег Суры ниже водозаборных сооружений", – вспоминает Николай.
Однако предложение отклонили, назвав "нецелесообразным" из-за якобы меньшей эффективности, с чем активист не согласен. По его мнению, местные власти тянут с решением до очередного объявления режима чрезвычайной ситуации, чтобы привлечь дополнительные средства. Сейчас, не добившись помощи от местных властей, Николай Горячев рассчитывает обратиться к главе республики.
"Размывать наносы песка и ила необходимо заблаговременно, и я доказал, что сделать это можно, причем быстро, без бюрократической волокиты и больших финансовых затрат. В то время, как наша страна ведет специальную военную операцию, странно разбазаривать государственные деньги на дорогостоящие проекты, когда есть альтернатива. Надеюсь, меня все‑таки услышат и в 2026 году земснаряд Шумерле не понадобится", – рассказывает Николай.