Progorod logo

Жители Шумерли годами живут в гниющих аварийных домах и не могут добиться от властей переселения: тему обсудили в "Мужское/Женское"

16:02 30 январяВозрастное ограничение16+
1tv.ru

30 января в эфире программы "Мужское/Женское" обсуждали проблему ветхого и аварийного жилья в Шумерле. Ведущий Александр Гордон начал с привычной шутки о ЖКХ, но разговор быстро приобрел трагический оттенок: жители города рассказали о плесени, слизнях, гниющих полах, стенах и фундаменте с дырами, а также о том, что уже долгие годы остаются без положенного им расселения.

Ирина Князькова рассказала, что ее дом по улице Ленина, 26, был признан аварийным еще в 2017 году. В конце декабря 2024 года там произошел пожар, в котором погиб мужчина-инвалид: его увезли в реанимацию с сильными ожогами, где он скончался. Причины пожара жильцам так и не сообщили.

После трагедии Ирина не вернулась в квартиру: она страдает аллергией на плесень и до сих пор пользуется назальными спреями из-за последствий проживания в доме. Распоряжение о признании дома аварийным и подлежащим сносу вышло еще в декабре 2017 года, а расселение жителей должно было завершиться к концу 2020 года. По акту обследования того же периода физический износ здания оценивался в 72 %. После пожара жильцам не предложили ни маневренный фонд, ни альтернативное жилье.

С кладки осыпаются кирпичи, фундамент поврежден и подтопляется, крыша изрешечена дырами, потолки проваливаются, а стены покрыты мхом и слизнями.

Санузел после пожара остался разрушенным, стеклопакеты так и не заменили, и жильцы вынуждены были закрыть окно ковром, сделав в нем прорези для света. На чердаке установлены самодельные емкости для сбора дождевой воды, чтобы вода не попадала в квартиры.

В доме, где рушится фундамент и осыпаются стены, есть одна-единственная стена, которую привели в порядок и покрасили – она выходит на сквер Победы, и сделали ее красивой лишь ради внешнего вида для различных городских мероприятий.

Когда съемочная группа приехала в Шумерлю, к ним вышли жители восьми домов. Все они рассказывали о схожих проблемах. Стены рушатся, в квартирах трещат перекрытия, полы проваливаются. Влага и плесень портят одежду, слизни ползают по стенам, канализация разрушена, фундамент имеет дыры, а жильцы пытаются закрывать щели старыми одеялами.

"Мы не знаем, к кому обращаться, нас не видят, нас не слышат, нам страшно", – говорили они.

На момент съемок в городе насчитывалось 67 аварийных домов, сейчас их количество увеличилось до 82.

Жители дома на Ленина, 26, обратились за помощью в "Народный фронт", и к ним приехала общественный деятель Наталья Воронкова. После того как Наталья увидела состояние дома, она помогла организовать действия жильцов, и совместными усилиями они подали обращения в различные инстанции. В результате Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о халатности, однако пока дело ведется в отношении неустановленных лиц.

Анжелика Шмакова, жительница дома по улице Халтурина, рассказала, что впервые экспертизу дома жильцы проводили за свой счет в 2017 году, тогда его признали аварийным. Срок расселения переносили несколько раз: с 2020-го на 2024-й, затем на 2025-й. При этом повторная экспертиза, инициированная администрацией, в 2024 году вдруг не нашла признаков аварийности.

"Когда подходил первый срок расселения в 2020 году и нас не расселили, пожилые люди забегали по инстанциям с вопросами, почему не принимаются никакие меры, на что им ответили: "Будете жаловаться, вообще вас не расселим", – рассказывает Анжелика.

Аналогичные проблемы и в других домах. Дом на Ломоносова, 56, находится в критическом состоянии: крыльцо не ремонтировалось почти 30 лет, стены промерзают в любое время года, фундамент разваливается, а трубы, которые текут в подвале, не подлежат ремонту. Жители обращались в администрацию, но помощи так и не получили, несмотря на то, что жилье является муниципальным.

По словам Ольги Красновой, врио главы Шумерлинского муниципального округа, перед тем как включить многоквартирный дом в программу переселения, фонд развития территорий проводит проверку всех документов и подтверждает аварийность здания. В результате повторной проверки семь многоквартирных домов, в том числе два дома на Халтурина, 60 и 62, были признаны ограниченно работоспособными. Для того чтобы избежать конфликтов, администрация предусмотрела финансовые средства и инициировала повторное независимое экспертное исследование этих домов. Когда будут готовы результаты, их направят в фонд, который примет окончательное решение.

"Специально делать какие-то результаты, чтобы исключить дома из реестра аварийных и ветхих – такой цели нет ни у кого, мы все заинтересованы, чтобы в нашем городе было побольше новых домов и поменьше аварийных и ветхих", – сказала врио главы округа.

Однако Александр Гордон на эти слова отреагировал очень эмоционально:

"Вы нагло врете, Ольга Михайловна, потому что знаете, что в пятницу вас уже на этой должности не будет".

Еще одна интересная ситуация сложилась с так называемым "домом-призраком". В нем с 1990 года проживает Надежда Балялева. Изначально это был четырехквартирный барак, но в 1997 году в нем произошел пожар: сгорели три квартиры, включая одну, которая принадлежала Надежде. Ее переселили в оставшуюся неповрежденную квартиру, и с тех пор она вынуждена сама поддерживать дом в пригодном для жизни состоянии. Крыша, стены и фундамент ремонтируются за ее счет.

В 2014 году Надежда начала собирать документы для признания дома аварийным и сдала их в администрацию, но ответа не получила. В 2017 году, когда остальные жители, подавшие документы вместе с ней, начали получать квартиры, ей сообщили, что ее дом по официальным бумагам вообще не существует. За свои деньги она поставила дом на кадастровый учет и добилась признания его аварийным. Однако повторная экспертиза от администрации признаков аварийности в доме не нашла.

По словам врио главы, дома, обследованные после 1 января 2017 года, должны были быть переселены до конца 2020 года. Но в то время действовала программа только для домов, признанных аварийными до этой даты, и новые дома в нее не попали. Финансирование на строительство и переселение тогда не предусматривалось, поэтому расселение оказалось невозможным в установленные сроки, и сроки переносили несколько раз. Сейчас Шумерлинский округ включился в новую программу переселения из ветхого и аварийного жилья, которая будет действовать в 2025–2026 годах. Для этих целей выделен 151 миллион рублей, планируется переселить 50 квартир в 11 многоквартирных домах.

Но все это показывает лишь то, что за официальными цифрами и распоряжениями скрывается совсем другая реальность. Люди живут в домах с прогнившими полами, протекающими крышами, разрушенными фундаментами, с плесенью и слизнями, ремонтируя жилье своими силами. Сроки переселения переносились годами, а официальные программы и проверки часто не обеспечивали реальной помощи. Пока власти обсуждают документы, экспертизы и бюджеты, жители продолжают бороться за право просто жить в безопасных условиях.

Фото: 1tv.ru
Перейти на полную версию страницы

Читайте также: