Семья цирковых артистов из Чувашии рассказала, как гастролирует с двумя медведями и тремя детьми
Березенцевы 10 месяцев в году находятся на гастролях
В эти холодные декабрьские зимние дни в Новочебоксарске расположился купол одного из российских цирков-шапито. В составе приезжих артистов, дрессировщиков, гимнастов и акробатов выступает семья наших земляков – Андрея и Олеси Березенцевых. Они гастролируют вместе со своими детьми: 12-летней дочерью Полиной и двойняшками Виктором и Викторией. Семья из Новочебоксарска уже много лет ездит по различным городам России, где выступают и радуют зрителей своими завораживающими номерами с медведями, а также демонстрируют таланты своих юных питомцев шпицев и пудельков. Корреспондент портала «Pro Город» встретилась с веселой, доброй и интересной семьей-цирковых артистов, от которых узнала некоторые секреты их работы.
Андрей и Олеся знают друг друга едва ли не всю свою сознательную жизнь. Со слов главы семьи, он с малого детства дружил с родным братом своей будущей возлюбленной, однако решился на отношения с Олесей только спустя много лет.
Когда и при каких обстоятельствах вы попали в цирк?
Андрей: - Вернувшись домой после военного училища, я начал активно искать какую-нибудь работу. Молодой, всегда хотелось развлекаться, поэтому, конечно, нужны были деньги. Знакомые рассказали, что в некий цирк требуется человек для сбора и разбора манежа. Я решил попробовать. Понял, что деньги платят здесь хорошие, так и начал ездить с командой по различным городам. Позже мне предложили работать со львами, я согласился, и это затянулось на семь лет. Со временем заинтересовался совершенно другим жанром - воздушным полетом, а когда здесь не сложилось, уехал в Москву работать в цирк на Проспект Вернадского. За все время работы в различных цирках я объездил с выступлениями практически весь мир.
В какое же время вам удалось обзавестись семьей?
Олеся: - Андрей периодически приезжал в Новочебоксарск в отпуск, к своим родителям и друзьям, которые живут здесь, по сей день. Ну, вот в эти периоды мы и стали чаще видеться и более тесно общаться. В результате все привело к тому, что мы решили быть вместе (с 2003 года), но так как Андрею приходилось постоянно уезжать на гастроли, я его практически не видела. Он мог отсутствовать три месяца, а бывало и десять месяцев, а то и год – в зависимости от контракта. А я все это время жила в Чувашии, работала и старшим диспетчером в такси и бухгалтером, в общем – везде по-немножку. Так как виделись редко, постоянно созванивались и переписывались. Конечно, очень скучали друг по другу… Жить на расстоянии, тем более такими долгими периодами, тяжело.
В какой период вы решили начать гастролировать вместе?
Андрей: - Когда я был в Японии, решил, что пора уже возвращаться домой и завязывать с цирком навсегда. Связано это было с тем, уже у нас с Олесей на тот момент родилась старшая дочь Полина, а как она растет, я и смотреть то не успевал. В тот момент хотел попробовать найти себя в Новочебоксарске. Устроился охранником, но зарплаты, конечно, тут вообще никакие, в лучшем случае - 10 000 рублей платили. А тут мы еще и узнали, что Олеся беременна двойняшками. Я, конечно, сразу устроился еще на одну работу – загружал-разгружал машины, но содержать такую большую семью, имея такой маленький доход, оказалось очень тяжело. Тогда я снова решил вернуться в цирк, тем более я всю свою сознательную жизнь проработал в этой сфере и знал, как и чем можно заработать деньги в цирке.
Олеся: - Андрей уговорил меня поехать за ним, чтобы и мы с детьми рядом были, и денег нормальных он мог заработать. Я доверилась ему и, когда младшим исполнилось полгода, мы отправились за папой…
Андрей: - Да, пришлось снова все выстраивать с нуля. Первое время работал с чужими львами, а выступать не со своими животными – это гораздо тяжелее. Пока я собирал купол цирка или репетировал, Олеся с детьми гуляла на улице. Первое время денег все равно не хватало, поэтому я начал придумывать новые номера – с гирями, а Олеся устроилась кассиром при цирке, старшая дочка помогала с младшими детьми.
А где вы жили все это время?
Олеся: - Если мы выступали в стационарных цирках, там, конечно предоставляли хорошие гостиницы, с удобствами. Если ездили по гастролям с цирками-шапито, то здесь, конечно приходилось обустраиваться в вагончиках.
Как вы работаете сейчас? У вас свой номер – семейный. Расскажите поподробнее о нем.
Олеся: - Сколько бы мы не работали, денег все равно не хватало. Мы с Андреем всегда хотели, чтобы наши дети жили хорошо и ни в чем не нуждались. Проработав два года на различные цирки, мы начали задумываться о постановке своего номера. Так, собрав все необходимые документы, мы решили сначала купить одного медведя. Никогда не работав с медведями, мы сначала просто учились дрессировать его. А когда все начало получаться, мы купили второго и третьего, поставив полноценный номер.
Андрей: - Со временем купили четырех собачек – двух шпицов и двух пудельков, поставив еще один номер с собаками. Сейчас с ними выступают по очереди то Олеся, то старшая дочь Полина.
Олеся: - Полине было пять лет, когда мы уехали всей семьей работать в цирк и вся эта атмосфера сразу начала привлекать ее. Сейчас ей 12 лет и она выступает с очень сильным номером, которого в России, насколько мы знаем, никто больше не выполняет. Он включает в себя множество сложных трюков – Полина крутит один огненных хула-хуп и к тому же поднимается с ним в воздух. Также есть номер, при котором ей приходится крутить 15 хула-хупов и в этот момент Андрей накидывает ей еще 15. У Полины все так хорошо получается, мы с мужем ею сильно гордимся. Она большая умница. Сама тренируется, сама придумывает номера, в свои 12 лет уже самостоятельно зарабатывает деньги. В наших планах устроить ее в скором времени в одни из цирков Москвы: либо на Проспекте Вернадского, либо на Цветном бульваре.
Олеся: - Полина - дистанционно, на домашнем обучении. Она числится ученицей школы № 9, однако в силу того, что десять месяцев в году мы гастролируем, то ей приходится выполнять задания самостоятельно и проходить программу под нашим чутким руководством. Младшие в этом году пошли в первый класс. Сейчас мы на несколько месяцев оставили их в Новочебоксарске с бабушкой, для того, чтобы они могли привыкнуть к школе, узнать про дисциплину и какое-то время побывать в детском коллективе. Совсем скоро мы их снова заберем с собой гастролировать по стране, будут учиться, как и Полина дистанционно.
Младшие дети также проявляют интерес к цирку?
Олеся: - Нет, Вите и Вике не так интересна наша работа, как старшей дочери. Я пробовала приобщить их к репетициям, но они пока не хотят участвовать в постановке номеров, ну а мы не заставляем. С какой профессией они свяжут свою жизнь – это будет только их выбором. Мы ничего навязывать не будем.
Расскажите о своих медведях и собачках, где они живут? Как вы их перевозите?
Андрей: - Пока медвежата были еще совсем маленькие, то жили с нами, в квартире, но когда выросли, мы купили им специальные клетки и оборудовали место в гараже, так как пятилетний медведь Потап весит около 400 килограммов, а второй Степа около 70. Собаки живут с нами дома. На гастроли мы ездим на большой фуре, специально для дальних поездок мы купили 14-метровый прицеп, утеплили его, оборудовали как для животных, так и для себя.
Каких методов в дрессировке вы придерживаетесь?
Олеся: - У нас есть четкое и главное правило – мы никогда не кричим и не бьем медведей. Есть разного рода дрессировщики, но мы лишний раз даже голос стараемся не повышать. У нас вообще с животными полное взаимопонимание. Они знают, что если хорошо отработают трюк, то получат определенную вкусняшку. Не сделают – останутся ни с чем. Однако полностью еды мы их никогда не лишаем. Мы всегда работаем без палок, никогда не принуждаем, что-либо делать, я вообще считаю, что с животными нам очень повезло. Они всегда слушаются и все выполняют.
Андрей: - Да, не без происшествий. Работав с чужими львами, я на протяжении пяти лет помогал ассистировать и дрессировать данных хищников. И вот однажды на выступлении, это как раз была премьера, два матерых льва накинулись на основного артиста, я, заметив это, решил отвлечь их на себя, чтобы они его не покалечили. Тогда первый дрессировщик успел отбиться от них, ну а мне уже сильно досталось. Помню, какая тишина царила в зале. Со множественными травмами доставили меня в больницу, где пол тела пришлось зашивать.
Олеся: - Кроме того, еще один несчастный случай произошел и в этом сезоне. Андрея опять попросили помочь ассистировать. Он должен был вывезти клетку на арену, после чего выпустить леопарда, а потом запустить обратно. Так вот когда он начал открывать эту клетку, жутко невоспитанный леопард раз и кинулся на него своей лапой, поцарапав голову и тело так, что миллиметр остался до сердечной артерии. После этого случая мы решили, что больше никогда не будем работать с чужими животными. Мы знаем, как ведут себя наши медведи, что они никогда не кинутся на людей, так как живут в доброй среде, а распознать характер чужих животных очень тяжело.
Планируете ли когда-нибудь уйти из цирка навсегда?
Олеся: - Пока не планируем, хотим работать до тех пор, пока сил хватит. По образу жизни просто сидеть дома, как другие люди, нам ужасно скучно. Заключая контракт с тем или иным цирком, мы каждый раз приобретаем новый коллектив, с которым не просто работаем, но и отдыхаем. Мы все живем, как большая дружная семья, отмечаем праздники, ходим друг к другу за солью и так далее.
Что для вас самое главное в жизни?
Андрей: - Семья: моя жена и дети. Мы уже не можем друг без друга. Нам 24 часов в сутки вместе - мало. Мы никогда не устаем друг от друга, всегда понимаем и прислушиваемся друг к другу. Даже если ссоримся, то все равно понимаем, что никто другой нам больше и не нужен. У нас потрясающие дети, отличные животные и любимая работа, что еще для счастья надо?!
О чем мечтаете?
Олеся: - Хотим организовать свой цирк, так, чтобы работать только на себя. Будем трудится в этом направлении и, надеемся, что у нас все обязательно получится.
Ранее pg21.ru писал, что Цирковой аллигатор перелез через манеж и напугал зрителей.