Как не купить подделку на маркетплейсе и защить свои права через претензию: советы юриста
Все больше покупок совершается в интернете, ведь так можно удобнее и дешевле приобрести товар, но есть и риск получить вместо ожидаемого оригинального товара подделку. Как избежать этого и что делать в ситуации, если вы уже получили контрафактный товар, рассмотрим в материале юриста Ивана Иванова.
В первую очередь, определимся, что такое «контрафакт». В статье 1515 Гражданского кодекса РФ указано, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. То есть, контрафактный товар можно назвать подделкой. Чаще всего такие товары не сопоставимы по качеству с оригиналом.
Возникает вопрос, как купить оригинальный товар и не нарваться на подделку. К сожалению, нет 100% способа защиты, но можно постараться уменьшить эти риски придерживаясь 5 правил:
1. Выбираем крупный интернет-магазин или маркетплейс. Так мы снижаем вероятность покупки контрафакта и вероятности удовлетворения ваших требований в случае если вы все-таки купите подделку.
2. Читаем отзывы о продавце и товаре, обращаем внимание на негативные отзывы, особенно на те, к которым приложены фотографии, подтверждающие мнение покупателя. Важно помнить, что нахождение товара в топе выдачи сайта и высокая оценка еще не гарантирует его оригинальность и качество. Если есть негативные отзывы о качестве – это повод найти другого продавца.
3. Обращаем внимание на цену и сравниваем ее с другими онлайн-магазинами. Если цена сильно ниже, нужно задаться вопросом «Почему?».
4. В некоторых случаях уместно запросить у продавца сертификат соответствия на товар и декларацию соответствия.
5. Если у вас не имеется сомнений и вы решили купить товар, проверьте его при получении. Правила крупных маркетплейсов и онлайн-магазинов разрешают проверку товара при получении. Обратите внимание на упаковку, комплектность, сам товар. Некоторые товары, например духи, велосипеды, обувь, должны быть обязательно промаркированы специальным кодом, который можно отсканировать в приложении «Честный знак». Иногда подделку можно выявить даже визуально. В случае сомнений в оригинальности и качественности товара от него лучше отказаться.
Пример товара, купленного в крупном сетевом магазине электроники. Просматривается искривление штекера и дефект нанесения изображения на пульт управления наушников.
Что же делать если все-таки товар оказался поддельным?
В первую очередь необходимо написать в маркетплейс и продавцу о признаках поделки в товаре, потребовать возврата денег за товар.
При невыполнении вашего требования нужно грамотно составить претензию и направить ее также в маркетплейс и продавцу. В некоторых случаях к претензии придется приложить заключение, подтверждающее, что товар является контрафактным.
С образцом претензии о контрафакте на Вайлдберриз можно ознакомиться по ссылке и в прикрепленных внизу изоражениях.
Претензию можно отправить в чат поддержки, заказным письмом по адресу маркетплейса и продавца (если это разные лица) или по адресу электронной почты.
Wildberries – ООО «Вайлдберриз», ОГРН: 1067746062449, 142181, Московская область, г. Подольск, деревня Коледино, Территория Индустриальный парк Коледино, д. 6, стр. 1, sales@wildberries.ru Ozon – ООО «Интернет Решения», ОГРН 1027739244741, 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, эт. 41, Пом. I, комн. 6, help@ozon.ru Яндекс.Маркет – ООО «Яндекс», ОГРН 1027700229193, 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16. Принимает обращения через форму обратной связи.Если и это не помогло, покупатель вправе претендовать на удовлетворение своих требований в суде в том числе на компенсацию морального вреда, убытков и др.
О перспективах
Большинство споров разрешаются в досудебном порядке, некоторые доходят до суда. В суде ситуация разрешается по-разному. Если истец грамотно сформулировал свою позицию, а также подкрепил ее доказательствами чаще всего спор выигрывается.