Что забывают предприниматели при управлении финансами
- 14 апреля 2017
- 6+
- Служба новостей
Ошибки начинающих трейлеров
Российские власти не раз заявляли, что наши сограждане не имеют нормального опыта управления своими сбережениями. В чем-то они, безусловно, правы. Однако, как известно, главная беда – не в водителях, а в дорогах. У нас не умеют управлять деньгами не только граждане, но и те, кому это положено по статусу – бизнесмены.
Действительно, считается, например, что малый и средний бизнес более мобилен, чем крупный, он оперативно реагирует на изменение конъюнктуры; кроме того, в развитых странах это один из главных источников создания рабочих мест. Вместе с тем, в России этот механизм работает со сбоями – во многом, из-за недостаточной финансовой грамотности самих предпринимателей.
Большинство наших руководителей малых и средних предприятий имеют весьма смутное представление о том, как устроен современный финансовый мир и как нужно эффективно управлять финансами компании. Отсюда, зачастую, - бедственное финансовое положение предприятий, низкие зарплаты сотрудников, разорение, ликвидация рабочих мест.
Что же делать? Нанимать в штат профессиональных финансистов? Вовсе не обязательно. Проблемы подобного рода предприятиям малого и среднего бизнеса, как правило, можно решить самостоятельно.
И не обязательно делать это как на Западе – за счет привлечения дорогих высококвалифицированных финансовых консультантов. Если речь о типичных задачах, стоящих перед малым бизнесом, профессионалы нужны только при выработке конкретных схем и подходящих финансовых инструментов. Таких профессионалов на рынке как раз хватает – это банки, брокеры, управляющие активами. В остальных случаях достаточно просто «включить логику».
Принцип простой. Ни один банкир или брокер не решит за клиента ряд принципиальных вопросов, связанных с постановкой задачи - насколько, например, критична для него потеря того или иного бизнеса, насколько он амбициозен, то есть нацелен на экспансию и готов рисковать, или предпочитает иметь пусть небольшой, но стабильный бизнес, как он понимает свою ответственность перед сотрудниками и т.д. и т.п.
Иными словами, для бизнесмена, во-первых, главное – осознать, что проблема существует и корректно описать свои задачи. А во-вторых – не пожалеть времени и побеседовать с разными профессионалами в поисках путей их решения.
Рассмотрим, к примеру, такую типичную ситуацию. Ваш небольшой личный бизнес сильно зависит от колебаний валютных курсов. При этом для вас допустимо двукратное падение прибыли, – это позволит поддерживать личный доход на приемлемом уровне, - а трехкратное уже заставит потуже «затянуть пояса». Понять уровень курсовых колебаний и оценить, какими примерно потенциальными потерями это вам грозит, не сложно – это можно сделать на основе личного опыта, либо рассчитать, вспомнив школьный курс математики и вооружившись калькулятором (в крайнем случае – Exсel).
А вот понять, как эффективно застраховаться от этих рисков, действительно не так просто. Здесь нужно быть профессиональным финансистом – если речь, скажем, идет о выборе конкретных финансовых инструментов.
Если при этом стоит цель решить реальную задачу, а не снискать лавры финансового гения, то проблема, по большому счету, всего одна. Предприниматели, как и многие люди, добившиеся успехов в своей сфере, часто не готовы к объективной оценке своих слабых сторон в других видах деятельности. Большинство из них вообще не дают себе труда осознать, что проблема валютных рисков существует и существуют современные эффективные пути ее решения. Большинство остальных – предпочтут следовать советам первого попавшегося финансиста. Что тоже ошибочно. Поскольку, как известно, всяк кулик свое болото хвалит. И банкир, скажем, с большой вероятностью предложит вам застраховать валютные риски экспортно-импортных операций с помощью форвардных контрактов – просто потому, что это стандартная банковская услуга. Брокер же, возможно, предложит фьючерсные и опционные контракты – поскольку это биржевые инструменты и он в них хорошо разбирается.
Однако на самом деле задача предпринимателя – не принимать решение самостоятельно, а опросить нескольких специалистов и понять, сколько стоит каждый вид страховки и какие риски он покрывает. Все просто – примерно, как при покупке страховки на автомобиль.
Точно также, кстати, обстоит дело и с финансовыми вложениями– в лучшем случае предприятие отправляет свободные средства на банковский депозит (не защищенный, в отличие от депозитов физлиц, государственными гарантиями). В то время как никто не мешает сформировать портфель надежных финансовых инструментов, приносящий гораздо большую прибыль.
И на таких «естественных» решениях российские предприниматели ежедневно теряют огромные деньги. В то время, как избежать этих расходов не составляет труда. Достаточно лишь посоветоваться со специалистами в области финансов – за спрос же, как гласит народная мудрость, у нас денег не берут.
-
Представитель учебного центра "ФИНАМ" в г. Чебоксары" - ООО "Финам Чебоксары", проспект Ленина, д. 7, тел.: +7(8352)222-101.