Наверх

Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса

Возрастное ограничение: 18+
Фото pxhere.com
Статистические данные об использовании цифровых технологий в бизнесе

Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК замерили готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Было проведено масштабное исследование готовности предприятий МСБ Москвы и российских регионов к цифровой модели бизнеса. Основными барьерами на пути к цифровизации, по оценкам предпринимателей, являются незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат - 21 % и бюджетные ограничения в компаниях на внедрение цифровых технологий - 20%. В то же время предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса: на первый план выходят такие ее преимущества, как удобство контроля над процессами - 34 % и увеличение скорости работы - 33%.

Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (Business Digitization Index, BDI). Он интегрирует пять частных индексов:

  • Каналы передачи и хранения информации: данный индикатор показывает, используются ли в работе компании различные цифровые каналы передачи и хранения информации - облачные технологии, корпоративная почта, мессенджеры, системы автоматизации и т.д.
  • Интеграция цифровых технологий: параметр измеряет уровень внедрения технологий в работу – искусственный интеллект, интернет вещей, 3D-печать, использование онлайн-документов и т.д.
  • Использование интернета в продажах: показатель учитывает различные активности, которыми пользуются предприятия в интернет-каналах - наличие сайта, страницы в социальных сетях, использование каналов продвижения и т.д.
  • Информационная безопасность: параметр измеряет готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам в процессе ведения бизнеса
  • Цифровое обучение: индикатор демонстрирует уровень готовности руководства компании обучать персонал в области цифровых технологий, а также наличие опыта проведения подобных курсов и тренингов.

В сентябре 2019 года Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI) в среднем по стране составил 45 процентных пунктов из 100 возможных. Это свидетельствует о том, что сегодня малый и средний бизнес России недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса отличается у разных компаний: для ИП он составляет 42 пункта, для компаний-юридических лиц – 49 пунктов.

Каналы передачи данных и хранения информации

Каналом передачи и хранения информации с максимальным охватом предпринимателей является корпоративная почта: ей пользуются 48 % предпринимателей. Также достаточно востребованы системы для автоматизации работы предприятия - 43 %.

«Согласно результатам проведенного исследования, среди всех способов хранения и передачи информации российские предприниматели больше всего довольны облачными решениями: уровень удовлетворенности составляет 94 %. Уже сейчас облака являются вторым по популярности среди подобных способов: ими пользуется 46 % российских представителей малого и среднего бизнеса. Мы видим, что уровень проникновения облачных решений высок уже сейчас, но есть и значительный потенциал для роста», — комментирует Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions.

Интеграция цифровых технологий

Интернетом для ведения бизнеса пользуется подавляющее большинство компаний - 92 %. Среди различных цифровых технологий для ведения бизнеса наиболее востребованными являются мобильные приложения - 50 %, за ними следуют технологии интернета вещей - 26 %.
Документы для совместной работы используют около половины компаний: 6 % пользуются только ими, 40 % совмещают использование онлайн- и офлайн-документов.
Электронный документооборот используют три четверти компаний - 73 %, однако полностью перешли на него только 12 %.

Использование интернета в продажах

Большинство компаний имеют свои сайты - 54%. Размещение на онлайн-картах: Яндекс.Карты, 2GIS является достаточно распространенной практикой: 87 % компаний представлены на них. Страницы в социальных сетях имеют 43 % российских компаний. В регионах наиболее популярен VK.com - 80 %, в среднем по России – 74 %, в Москве – Instagram - 79 %, в среднем по России – 57 % и Facebook - 66 %, в среднем по России – 34 %. Мессенджеры для работы с клиентами используют 79 % компаний.
Наиболее часто используемыми каналами продвижения являются реклама в интернете - 46% и офлайн-каналы - 37%.

Представители большинства компаний пока не готовы перевести взаимодействие с клиентами полностью в онлайн-формат. Так, 38 % представителей бизнеса указали на то, что решать рабочие вопросы нужно только лично, 45 % сказали о необходимости периодических встреч.

Информационная безопасность в компании

Утвержденная политика информационной безопасности есть у трети компаний (34%). Среди юридических лиц этот показатель выше и достигает 41%. Прописанная политика конфиденциальности есть у 45% компаний.

Четверть всех компаний - 23 % не используют в своей работе инструментов обеспечения информационной безопасности: антивирусное ПО, межсетевые экраны, центры мониторинга сетевых атак. Антивирусные программы – наиболее популярный способ обеспечения информационной безопасности.

Цифровое обучение

В 28 % компаний организовывалось обучение сотрудников использованию цифровых технологий. Более трети всех представителей компаний - 39 % не видят необходимости в обучении сотрудников пользованию новыми инструментами и специализированными программами для бизнеса, каждый четвертый представитель - 24 % считает, что курсы по пользованию цифровыми технологиями нужны всем сотрудникам.

Доля компаний, имеющих специалистов по работе с цифровыми технологиями, относительно невелика – 12 %: интернет-маркетологи есть в 9 % компаний, веб-аналитики – в 8 %, веб-разработчики – в 7 %.
Удаленная работа является достаточно популярной среди представителей МСП: у 4 % компаний все сотрудники работают удаленно, у 40 % удаленно работают некоторые сотрудники.

Заместитель Президента-Председателя Правления Банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что несмотря на обозначенные барьеры на пути к цифровизации, 92 % предпринимателей считают, что цифровизация дает премущества компании.

«Тот факт, что предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса и признают ее преимущества является хорошей тенденцией. Действительно, цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создает новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого и среднего бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», – сказала Надия Черкасова.

«РАЭК неоднократно подчеркивала, что, в то время как крупный бизнес активно вовлечен в процессы цифровой трансформации, игроки малого и среднего бизнеса пока не до конца понимают, что именно значит для них цифровая экономика, какие кардинальные улучшения она может привнести в бизнес-процессы, а также не видят своего места в программе цифровизации экономики при участии государства. Довольно низкое значение индекса цифровизации, выявленное по результатам исследования, подтверждает эти выводы»,- отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

По его словам, именно предприятия малого и среднего бизнеса формируют предпринимательскую экосистему, которая является базисом экономики страны. «Россия обладает значительным потенциалом для развития цифровой экономики: наличие развитой ИТ-инфраструктуры, сохраняющийся высокий уровень подготовки технологических кадров, постепенное упрощение процедур регистрации компаний и сдачи отчётности», - подытожил директор РАЭК.

Полная версия исследования во вложении.

Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. «Открытие» развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. В состав группы «Открытие» входят компании, занимающие лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховая компания «Росгосстрах» (страхование), «Открытие Брокер» (брокерские услуги), Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие» (рынок пенсионных накоплений), АО «Балтийский лизинг», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА-(RU)») и Эксперт РА («ruAA-»), а также международным агентством Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка до 2021 года предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, запуск и развертывание в регионах системы сбора биометрических данных, а также реализацию других передовых финтех-идей.

 

Загрузка...
Загрузка...
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru