"Плохих детей не бывает": психолог из Новочебоксарска об оскорблении школьников учителями
- 8 сентября 2020
- 12+
- Анна Иванова
"Доброжелательность, улыбка, ласковый взгляд растопят сердца многих"
Начало нового учебного года - это всегда стресс, нервы и определенные трудности. На этом фоне нередко между участниками учебного процесса возникают конфликты и недопонимание. Портал "Про Город" пообщался с психологом из Новочебоксарска Ириной Кобюк и узнал, как избежать разногласий между учителем и учениками, и что делать, если конфликт все же произошел? А также, может ли учитель оскорблять детей, и как он должен вести себя, если школьники ведут себя неподобающе?
- Ирина Геннадьевна, как влияет оскорбление детей учителями на психику школьников?
"Оскорбление любого человека, независимо от возраста, влияет на него отрицательно. Обиженная личность начинает сомневаться в себе, теряет уверенность. Это непременно отражается на его психике. Кто-то, возможно, мимо ушей пропустит оскорбительные выражения, а кому-то это может сломать жизнь".
- Может ли измениться отношение к учебе у детей после этого?
"Конечно, может. У ребенка пропадет всякое желание учиться после критики и оскорбления в свой адрес. Нельзя детям внушать плохое. Ребенок особенно любит те предметы, на которых с преподавателем у него складываются теплые отношения. Интерес к предмету, в первую очередь, вызывает именно педагог".
- Как должен реагировать преподаватель на неподобающее поведение учеников?
"В первую очередь, учитель всегда должен говорить исключительно спокойным тоном, без оскорблений. Не запугивать, а объяснять. Вообще, самыми важными и решающими являются три первые встречи учителя и учеников. Если педагог с самого начала решила поставить всех на место, то дальше ситуация только усугубится.
Если беседы с учеником не приносят результата, стоит пригласить в школу родителей и вместе с классным руководителем собраться за круглым столом для обсуждения ситуации. Также сам педагог может устроить в классе анонимный опрос: что детям нравится в ее работе, а что нет. В ответ высказать свои недовольства и требования или разъяснить правила поведения".
- Какие меры воздействия в качестве наказания для непослушных учеников приемлемы в стенах школы?
"А почему вообще должны быть наказания? С любым школьником можно договориться. Педагогов этому и учат в университете, они проходят курсы психологии. Они должны уметь найти подход к любому ученику. Плохих детей не бывает. В воспитании школьников важно взаимодействие трех сторон: родителей, детей и педагога. Поэтому нужно не наказываться, а разбираться в ситуации".
- Может ли педагог повысить голос на ребенка?
"Повысить голос педагог может исключительно с целью привлечения внимания учеников: "Внимание! А сейчас контрольная работа". То есть повышать тональность можно, но не в истерическом крике. И важно помнить: доброжелательность, улыбка, ласковый взгляд растопят сердца многих".