Слово чебоксарского пацана о лихих 80-х и 90-х: "Никто из нас не жалеет о том, кем мы были"

Слово чебоксарского пацана о лихих 80-х и 90-х: "Никто из нас не жалеет о том, кем мы были"Фото Proгород

Обсудили с режиссером “Битвы за Новоюжку” Юрием Спиридоновым и его другом Сергеем сериал “Слово пацана” и жизнь в Чебоксарах в лихие 80-е и 90-е.

На всю страну прогремел сериал “Слово пацана” о жизни подростковых группировок в 80-е и 90-е годы прошлого века. Мы встретились с современниками описанных в нем событий, чтобы обсудить его реалистичность и поговорить об уличной жизни Чебоксар тех лет.

В тонкостях истории нам помогли разобраться известный чувашский режиссер Юрий Спиридонов и его друг Сергей. Когда-то они считались врагами по районам, но стали надежными товарищами.

Жизнь в Чебоксарах 80-х и 90-х: как это было?

"Жили разной жизнью, делились по мастям", – так начинает свой рассказ очевидец событий Юрий Спиридонов. Он подчеркивает, что после 1993 года началась эпоха бандитизма, поэтому не стоит смешивать историю подростковых банд 80-х и 90-х. В 80-е большое внимание еще уделялось советским традициям. Пацаны с уважением и страхом относились к участковому, было намного меньше жестокости.

Одна из самых дружных бригад Чапаевского поселка “Литейка”.

С распадом СССР ситуация на улицах изменилась. “С 1980-го по 1993-й движняк был, район, какие-то группировки, законы, понятия пацанские, ритуалы. Потом уже пошли бандитизм и беспредел: стрелки, перестрелки, людей находили утопленных, запытанных, убитых”, – объясняет Юрий, чьи подростковые годы пришлись на сравнительно спокойные и дружелюбные 80-е.

Фрагмент газетной статьи, в которой студенты ЧувГУ просят правительство устранить молодежные группировки.

“Слово пацана” глазами бывших пацанов

“В сериале много неточностей. Например, казанские парни в 89-м году показаны как бомжи, хотя в те годы они одевались очень хорошо. Это крупный проездной город: удобное географическое положение позволяло им часто кататься в Москву и “раздевать” там народ”, – комментирует выбор одежды в сериале Сергей. 

Чебоксарские пацаны в Москве.

“В моменте, где Вова Адидас возвращается с Афгана, неправильно показано отношение к нему. С ветераном войны никто бы так не разговаривал, они были иконами”, – вспоминает Юрий.

Стремительное превращение героя сериала Андрея Пальто из гимназиста в пацана, по мнению Сергея, тоже выглядит непрадоподобно. "Улица затягивала постепенно. Старшие учили нас драться каждое воскресенье на протяжении двух лет, прежде чем сделать нас полноправными членами группировки", – описывает свой путь становления пацаном Сергей.

Было ли на самом деле такое понятие, как “слово пацана”?

“У нас было слово пацана – если человек дал его, оно держалось железобетонно. Но только между пацанами: чушпанов и коммерсантов оно не касалось. У нас даже было отдельное “слово южанского пацана”, оно считалось вообще нерушимым”, – вспоминает Сергей.

Южанские пацаны.

Районная принадлежность и ее значение: как делился асфальт Чебоксар

"В Чебоксарах были районы, которые делали погоду в городе, а были послабее", – отмечает Сергей. “Каждый со своими особенностями, иерархией, спортивными авторитетами и лидерами”.  

Пацанская карта Чебоксар.

Значение одежды

Одежда играла очень важную роль на улицах. Понять, пацан перед тобой или чушпан, можно было с первого взгляда. Пацаны одевались иерархически, согласно совершенным “подвигам”. В каждой группировке был особый стиль, но в основном ребята носили широкие штаны, кроссовки, куртки-аляски, боинги и дорогие спортивные костюмы, которые в 90-е стоили, как три средние месячные зарплаты.

Пацаны с “Гражданки” перед выездом на дискотеку.

Чушпаны не имели возможности так одеваться, их бы сразу “раздели”, ведь основным способом приобретения новых вещей был “гоп-стоп”. А еще они не могли стричься наголо, это была исключительно пацанская прическа.

Фото из личного архива Сергея (слева).

Дискотеки

“Собирались, набивались в троллейбус. Обычные люди из него сразу вылетали, боялись, хотя гражданских никто не трогал. Нашей задачей было доехать до места назначения. Выходили и шли не на танцы, а стать участником дискотеки, на которой все должны были встретиться”, – вспоминает Юрий.

Билет на дискотеку в ДК ЧЭАЗ 1992 года.

“Не танцевать на дискотеки чаще всего ходили. Приезжали на час или два раньше и просто ждали другой район, чтобы подраться. Даже билет не сразу покупали”, – рассказывает Сергей. 

Дискотек в городе было немного: основные проходили в ДК Хузангая, ЧЭАЗ, ДК Приборного завода ("Приборка") и в Доме молодежи. Также было несколько летних танцплощадок в парках "Лакреевский лес", "500-летия", возле Дома молодежи и в так называемой Коробке в "Новоюжном".

Пацаны и армия

Несмотря на сложные отношения участников подростковых банд с государственными органами, почти все пацаны ходили в армию.

“Многие армию воспринимали как возможность отдохнуть от уличной жизни. Хотя были и те, кто успевал соскучиться по этой атмосфере. Приходили из армии и сразу включались в движуху, узнавали, с кем пацаны подрались, разруливали сложные моменты”, – описывает отношение к службе Сергей. 

“Мы тогда молодые были, росли на советских военных фильмах, коллективно ходили в кино. В 80-е вернуться из армии, особенно в отпуск, и с гостинцами для родителей в форме прийти домой было очень престижно”, – с теплотой вспоминает Юрий.

Юрий Спиридонов (посередине в форме) весной 1990 года во время внеочередного отпуска со своими друзьями.

По возвращении со срочной службы пацаны становились “стариками”, то есть переходили в более авторитетную категорию. 

Куда смотрели полиция и школа?

“В 80-е участковых боялись и уважали, а в 90-е их просто ненавидели”.

“В мае 1987 года меня, тринадцатилетнего пацана, с тренировочной драки со старшими забрали в отдел, приковали к стулу наручниками и два часа били головой об стену. Хотели, чтобы я рассказал, кто там был из моих одноклассников, кто старшие. Я никого не сдал тогда”, – делится своей историей Сергей.

“Не было еще такого понятия – “трудные подростки”, школы никак не влияли на ситуацию на улицах. Был участковый, а для педагогов главным было, чтобы в школе не было драк, убийств, поножовщины и вымогательств”, – рассказывает Юрий. 

Газетная заметка о предотвращении силами милиции драки, запланированной "чапаевцами", которых умышленно не приняли в ряды учащихся ПТУ № 8.

Влияние Татарстана на Чувашию

“Казанские пацаны были у нас законодателями мод”, – объясняет Сергей. "Ближайшим к Казани районом Чебоксар был "Южный", поэтому первым делом свои уличные понятия они привозили именно туда. А еще казанские, которые были в розыске, нередко выбирали его, чтобы "залечь на дно".

Газетная заметка жительницы Чебоксар о происходящих на "Барахолке" нападениях и кражах.

В 1987-1988 годы казанские пацаны приезжали на “Южный”, чтобы захватить “Барахолку”, единственный черный рынок республики, но получили отпор от пацанов “Южного” и “Новоюжного”. Дошло даже до применения оружия и ранений.

Отношение к курению и алкоголю

Курить и пить пацанам было категорически запрещено. В нетрезвом состоянии тяжело драться, а “бойцы” всегда должны были быть в строю. Старшие пристально следили за соблюдением этого правила: неповиновение каралось физическими наказаниями. 

“Даже провожая старших в армию, пацанам дозволялось выпить строго одну рюмку. Выпьешь две – заметят, выведут и изобьют”, – вспоминает Сергей. 

Важность спорта

Значение спорта было огромным, почти все пацаны ходили в спортзалы и на секции, стремились быть сильными. Приоритет отдавался единоборствам, потому что боевые искусства помогали выживать в уличных драках.

“На “Южном” была секция бокса, в которую ходили только пацаны. Чушпан в секцию не мог прийти, его оттуда изгоняли”, – объясняет Сергей. “На “Поселке” все были борцами, на “Южном” – боксерами. Это иногда приводило к таким интересным казусам: выходили драться раз на раз на кулаках, но борец рефлекторно бросался в ноги, а самбист делал захваты. Приходилось разнимать и снова ставить в стойку".

Пацаны с "Гражданки"

В особые дни комитеты примирения обращались к участникам группировок с просьбой не драться через объявления в газетах.

"Комитеты примирений пытались влиять на ситуацию, но в конечном итоге массовые драки остановили мы сами, чебоксарские пацаны, зимой 1992 года. Встретились представители "Чапаевского" и "Новоюжного" и пожали руки. После заключения мира острая фаза конфликтов закончилась".

Правила драк

“Раз на раз дрались честно, благородно. Было запрещено бить друг друга ногами. В 80-е дрались до первой крови, а в 90-е до нокаута. Но все эти правила распространялись только на драки один на один. В массовых столкновениях никакое “не бей лежачего” не работало. И забивали, и убивали, и затаптывали”, – делится Сергей. 

Фрагмент статьи о чебоксарских группировках.

Личный выбор или нужда?

“Если ты не пацан, ты автоматически чушпан. Не трогали только спортсменов, если человек, к примеру, кандидат в мастера спорта. Пацаном он не считался, но его и не щемили. Самым эффективным способом избежать уличной жизни был переезд: люди отказывались от квартир в неблагополучных районах, чтобы уберечь сыновей от вступления в группировки. Либо регулярно откупались деньгами”, – описывает возможности избежать “пацанства” Сергей.

Газетная заметка от лица парня, который не попал в ряды пацанов.

Какими фильмами вдохновлялись пацаны?

“На нас влияли фильмы с Арнольдом Шварценеггером, с Ван Даммом, со Сталлоне. “Меня зовут Арлекино”, “По прозвищу зверь”, “Фанат”. Голливудский кинематограф. Прежде всего, они культивировали в нас желание быть спортивными, иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому многие пацаны качались”, – вспоминает Сергей.

Сергей в подростковые годы. На стенах его комнаты плакаты с любимыми героями фильмов.

“Спортпита и специальных коктейлей тогда еще не было, вместо этого для набора массы ребята использовали молочные детские смеси с высоким содержанием белка”, – делится Юрий.

“Битва за Новоюжку”

“В “Битве за Новоюжку” не было вектора на то, чтобы показать субкультуру пацанского движения. Это современная история про девочку. Такие правда были, но всё равно это художественный вымысел. А вот в моей новой книге “Дети железного занавеса” реальных фактов намного больше. Она тоже художественная, но биографическая во многом, как раз про те времена”, – рассказывает Юрий Спиридонов, у которого недавно вышла книга совместно с писательницей из Казахстана Инной Пермяковой. 

Резонны ли опасения общественности по поводу романтизации бандитизма в сериале “Слово пацана”?

“У нас нет машины времени, вернуть 90-е мы точно не сможем. Но когда люди пытаются те времена обвинить в излишней жестокости… Да, тогда кому-то головы пробивали, кого-то калечили, но, по статистике, сейчас все равно людей умирает больше от одного только алкоголя”, – считает Сергей.

“А ничего в жизни не поменялось, что в вашей субкультуре, что в нашей, происходит все то же самое. Мы так же влюбляемся, мы изменяемся, где-то кого-то подставляем, где-то предаем кого-то, обманываем кого-то, врем, правду говорим, радуемся. Музыка сегодня одна нравится, завтра другая”, – поделился Юрий Спиридонов.

Как живут бывшие пацаны в 2024?

Сегодня они работают в разных отраслях: в производстве, культуре, сфере услуг и даже в политике. Но, несмотря на разноплановость профессий, не забывают друг о друге и поддерживают общение.

“Проводим ежегодные встречи “За пацанов”, песни поем, культурно отдыхаем, вспоминаем молодость. Мы же ветераны пацанского движения. Хоть нам уже и много лет, но в душе мы все равно пацаны. Сентиментальные стали, обсуждаем внуков, делимся историями. Всегда поминаем добрым словом ушедших”, – делится Юрий Спиридонов.

"Никто из нас не жалеет о том, кем мы были. Улица была нашей школой жизни, может, жестокой, но трудности закалили нас и сделали сильнее", – подытоживает Сергей. 

...

  • 0

Популярное

Последние новости