В Чебоксарском парке девочка обнаружила древнюю языческую святыню
- 30 апреля 2014
- 6+
- Служба новостей
Чувашский языческий памятник истории в Чебоксарах найден в парке 500-летия
Житель Чебоксар Олег Писарев, прогуливаясь в парке со своей дочкой, обнаружил странный холм, который оказался старинным местом для религиозных обрядов. Народный корреспондент провел собственное расследование.
- Гуляли с дочкой после садика в парке 500-летия Чебоксар. Она залезла на верхушку одного холма и не хотела слезать. Холм показался мне странным: его верхушка была идеально закруглена и внутри точно посередине была круглая ямка, - рассказывает Олег.
Русский язычник предположил ,что это скорее всего поклонный холм. Но на этом народный коррспондент не остановился и обратился за комметариями к Михаилу Юхма 1. Он работает в Чувашском общественно-культурном центре и является специалистом по вопросам чувашской культуры, традиций и памятников чувашского язычества.
- Это место хорошо мне знакомо. Сейчас я съездил туда специально и изучил место. В 50-е годы прошлого века изучением этого места занимался этнограф Никита Романов. В старину здесь было большое капище чуваш окрестных сел и города Чебоксары. Капище - это территория языческого храма, расположенная за алтарем и предназначенная для установки капей - статуй, изображающих богов, - отвечает Юхма после изучения места. - Западнее холма было Дерево-Киреметь, окруженное четырехугольным высоким частоколом. А этот холм – место захоронения известных людей того времени. На этом месте могли похоронить – йомзей 2, мачаваров 3, тарханов 4 и мурз 5, типа Улыпа тапри 6.
Другой ученый, знаток древней истории, Наум Андреев (Наум Урхи) рассказывает, что это капище заброшено только под давлением христианской церкви.
- Известно, что когда московитяне стали укрепляться в Чебоксарах, чуваши вынуждены были уйти из города. Они заложили новое поселение – Шубашкаркассы. Это недалеко от села Хыркассы. Но на поклонение предкам Шубашкаркассинцы приезжали сюда, к этому холму и Дереву-Киреметю. Возможно, на поклонение предкам приезжал сюда и князь Буртас, друг Минина и Пожарского, впоследствии один из руководителей нижегородского ополчения, командующий войсками народов Поволжья, - комментирует историк Наум. - Об этом рассказывал мне в 1955 году житель деревни Шубашкаркассы 81-летний Артемий Емелькин (Арттук мучи).
То есть холм оказался древней святыней чуваш - язычников, частью капища районного масштаба.
- Жаль, что это место не обустроенно должным образом и люди из близлежащих домов, как правило, не в курсе, что совсем рядом находится такой памятник. Недавно в парке 500 летия случился пожар. Он, как выяснилось, произошел как раз на территории, некогда занимаемой капищем. Я считаю, что если бы люди знали, что там находится такой исторический памятник, как древний курган, то более почтительно относились бы к такому месту и не устраивали палы, не оставляли бы плохо затушенные костры. Ведь не принято же так поступать, например, в церкви, музее, на кладбище. А это место было некогда для предков и тем, и другим, и третьим. Считаю, что любой народ должен знать и уважать свою историю.
Примечания:
1. Михаил Юхма ( по чувашски Юхма Мишши , настоящее имя Михаил Николаевич Ильин)- чувашский писатель, почетный академик Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики, историк, поэт, драматург, автор более чем 200 книг. Народный писатель Чувашии.
2. Йомзи (юмăç) - священники, служители культа в чувашском язычестве.
3. Мачавар - смотритель чувашского святилища.
4, 5. Тарханы, мурзы - представители аристократии.
6. Улып тапри — дословно земля Улыпа. Курган.