Выстрел

Выстрел

В рамках III Межрегионального фестиваля национальных ТЮЗов, молодежных и драматических театров «Сказочная палитра»

Казанский театр юного зрителя со спектаклем «Выстрел» А. Пушкина

Поставленная по одной из пушкинских «Повестей Белкина», эта работа главного режиссера театра Туфана Имамутдинова отличается минимализмом практически во всем, кроме нескольких загадок, разгадать которые зрителю предлагается самостоятельно.

Спектакль «Выстрел» по повести Пушкина отличается минималистичным сценографическим решением.

Главная задумка – сделать спектакль передвижным, поэтому в качестве декораций используется самый минимум предметов: стулья, чемоданы, гитары. Даже револьверы появляются в самые последние минуты спектакля, а фоновые декорации отсутствуют вовсе. Именно с таким небольшим и легким набором вспомогательных средств спектакль, предназначенный для детей от 12 лет, будет легче «прокатывать» по школам Казани и республики.

Историю, которая разворачивается в повести «Выстрел», многие помнят со школьной скамьи. Незавершенная дуэль переворачивает жизни двух героев. В произведении подробно рассматривается психологическая сторона противостояния двух людей, двух мировоззрений, двух разных жизненных позиций: человека, которому повезло «по воле судьбы родиться в знатной семье, с положением и деньгами», и Сильвио, которому приходилось самому прокладывать себе дорогу на военном поприще.

Роль Сильвио исполнил Ильнур Гарифуллин. Интересно, что другие актеры перевоплощались в разные роли прямо на сцене. Действие разворачивалось сначала в полку, затем в глухой деревне, а после в богатом имении графа. Остальные мужские роли достались заслуженному артисту Татарстана Арсению Курченкову, Камилю Гатауллину, Егору Белову и Владиславу Львову.

Занятно было наблюдать, как герои стреляли из собственных пальцев. Пьянство Белкина метонимически изобразил один из персонажей, на заднем плане окунувший голову в ведро с водой, а хмельную гусарскую вечеринку с успехом озвучила гитара в руках одного из артистов, по ходу песни расстраиваемая другим.

Пожалуй, именно эти моменты вызывали смех в зале. Впрочем, смеялась в основном небольшая группа молодежи. Большинство зрителей (а зал был полон до отказа) составили дамы возраста элегантности, очень похожие на педагогов.

Интересная находка режиссера – внешнее обрамление спектакля. В начале постановки все действующие лица переодевались в костюмы героев, а в конце – вновь облачались в современную повседневную одежду, находясь, понятно, за спинками стульев. В это время включалась аудиозапись с цитатами из какой-то книги о психологии, общении и культуре.

Единственную женскую роль исполнила молодая артистка Эльвина Булатова. Правда, свои первые реплики она подала только через полчаса после начала действия. До этого она либо изображала шумовой фон, либо исполняла милым тоненьким сопрано романсы. Впрочем, все артисты достаточно музыкальны: они по очереди брались за гитары, а иной раз и садились за фортепиано, когда действие переместилось в покои графа.

Под конец, когда герои облачились в свою одежду и лишь один Сильвио превратился в Пушкина, грянула рэповая композиция, под которую бросились танцевать все, кроме писателя. Неожиданно, знаменуя конец спектакля, один из героев достал револьвер и выстрелил. Этот выстрел (явно не случайно) оказался направлен в сторону самого Пушкина. Что это – выпад в сторону классика, который остается вечным, шумный восклицательный знак или нечто иное – каждый решает для себя сам.

В полной темноте актеры покинули сцену, а зрители устроили овацию. Но ни артисты, ни режиссер на поклон не вышли. В апреле «Выстрел» будет показан в Казани еще несколько раз, по школам же он поедет, скорее всего, в новом учебном году.

Спектакль поставлен на средства гранта Союза театральных деятелей РТ в размере 300 тыс. рублей, полученного ТЮЗом в 2017 году. И если он не заинтересует современных ребят творчеством Пушкина, то уж точно привлечет к себе внимание. Так что можно считать, что средства освоены с пользой для общества.

  • 0

Популярное