Чебоксарка сменила кресло бухгалтера на руль троллейбуса: «За все время не было ни одного конфликта»
13 лет работает с удовольствием
38-летняя чебоксарка Надежда Липина 13 лет трудится водителем троллейбуса, любит свою работу, радуется, что нашла свое предназначение. Но начиналось все не так складно.
Девушка родилась и выросла в Новочебоксарске. Мама у Надежды, когда дочери пришло время выбирать профессию, настояла, чтобы она стала бухгалтером. Однако Надежде эта специальность была совсем не близка, но в угоду маме наша героиня отучилась и устроилась на тракторный завод бухгалтером. Проработала там пять лет, но всегда чувствовала, что что-то в ее жизни идет не так.
«Я ощущала, что это не мое, хотелось другое, но что – не могла понять, – вспоминает Надежда. – В 2008 году случился экономический кризис, я попала под сокращение, осталась без работы. Пробовала себя в разных областях: год поработала риелтором, год в регистратуре поликлиники. Мне тогда было 28 лет, хотелось найти уже себя, трудиться по зову души».
«Я стояла на остановке, мимо проехал троллейбус, – вспоминает Надежда, – обратила внимание, что за рулем сидит девушка. Подумала: «А что, так можно? Тоже хочу!». Я стала вынашивать эту идею. И, наконец, отправилась на собеседование. Пришла с кудрями, на каблуках – меня как увидели, сказали: «Девушка, вы не будете тут работать. Вам такая профессия не подойдет». Я же приходила несколько раз, пропустила несколько групп (Прим.: по обучению вождению троллейбусов). Потом в какой-то момент на водителей стало меньше желающих, и на третий раз меня взяли. Мы полгода учились, и как только в 2011 году я в первый раз села за руль, поняла, что на своем месте, буду тут работать до самой пенсии. Очень благодарна Светлане Изосимовне Николаевой, которая учила нас, стажировала. Через ее руки прошли десятки учеников, будущих водителей. Мы в парке между собой называли ее «мама Света». Она прекрасно учит, очень хорошие водители троллейбусов у нее получаются! Обожаю свою работу, хожу, как на праздник, даже в выходные беру подработку. Нравится ездить по городу, возить людей, троллейбус очень послушный, надежный. Мы никогда не называем его «рогатый», а уважительно – «машина». Конечно, я устаю, но это нормальная усталость».
Сейчас в троллейбусном парке мужчин и женщин водителей примерно 50 на 50. И сами мужчины признают, что дамы рулят ничуть не хуже их, а часто даже лучше, так как они более внимательные, терпеливые, аккуратные. За каждым водителем закреплен определенный троллейбус, но в течение карьеры, бывает, меняются и троллейбусы, и маршруты.
Надежда проработала восемь лет на 11-м маршруте (троллейбус № 842) и уже почти год трудится на более сложном – 1-м маршруте (№ 790).
«Мы привыкаем к своим машинам: педалям, сидениям, зеркалам. Они нам становятся как родные. Могу выйти после выходных и сказать своему троллейбусу: «Здравствуй, мой дорогой!». Что касается маршрутов, то на первом сложнее, так как он едет через весь город по центру, и пассажиропоток больше, чем на других маршрутах. Сюда даже кондукторов ставят помоложе, так как очень непросто. Кстати, мы с кондукторами считаемся одним экипажем. У каждого водителя есть свой кондуктор, как правило, им нравится работать вместе. Кондуктор записывается к тому водителю, который ему больше по душе. Но иногда бывают разные распределения, когда, например, людей где-то не хватает, и они в этот день нужнее в другом месте. Так, например, я вчера и сегодня выходила на маршрут кондуктором, а не водителем. Но меня это ничуть не смущает, хотя больше всего мне нравится работать, конечно, в кабине. За день много чего случается в дороге: кто-то кого-то задел, кого-то прищемили дверью, когда троллейбус был битком, но в моей практике за 13 лет не случилось ни одного конфликта. Потому что я всех перевожу с любовью, и когда в роли кондуктора, тоже не ругаюсь ни с кем – мне помогает моя улыбка и положительный настрой».
Хоть наша героиня и утверждает, что управлять троллейбусом просто, на самом деле это не совсем так. Ведь у этой машины большие габариты, а также две дороги: снизу и сверху. То есть традиционная, по которой все едут, а сверху – это паутина из проводов.
«Мы привыкаем к большим габаритам, после троллейбуса в маленькую машину даже не хочется садиться. И да, можем уверенно лавировать в машинопотоке: ДТП объехать, не терять рейс, довезти людей до дома, ведь все хотят домой. Бывает, в миллиметре от другой машины проезжаешь благополучно. Кроме как смотрим вперед на дорогу, еще постоянно переводим взгляд наверх, на провода – нужно вовремя увидеть, что тут поворот направо, там налево, сходные элементы, крестовины, изоляторы. Помимо двух дорог, у нас имеется третья зона ответственности – пассажиры. Садясь в троллейбус или находясь внутри, вы редко обращаете внимание на водителя. А мы из кабины все и всех видим. Например, стараемся вовремя заметить особенных пассажиров, таких как пожилых с палочками или родителей с колясками. Тут стараемся еще осторожнее ехать, следим, добрался ли такой пассажир до выхода, ждем. Утром в час пик ездят больше учащиеся, в обед – пенсионеры, а вечером рабочие, служащие возвращаются домой», – делится наблюдениями и раскрывает нюансы своей работы наша героиня.
У такой большой машины, как троллейбус, тоже случаются форс-мажоры, как у любого автомобиля. К примеру, аварии, увы, довольно частое явление, или колесо может спустить.
«Многие водители легковых автомобилей не соблюдают ПДД, нарушают скоростной режим, не пропускают, часто именно это становится причиной аварий, – отмечает Надежда. – Что касается поломок, то мы уже по звукам можем определить, где какая поломка в троллейбусе уже случилась или вот-вот произойдет. Если такое происходит, сама в электрические соединения не лезу – зову мастеров. В случае с колесами приезжает техпомощь, и пробитое колесо тут же меняют. Вообще, у нас коллектив очень дружный, мы всегда помогаем друг другу».
Кроме руления и перевозки большого количества пассажиров, водитель троллейбуса еще часто лазит на крышу своей машины. И это далеко не всегда по причине слетания рогов.
«У штанг на концах (контактах) есть угольные прокладки, которые обязательно нужно менять по мере их стирания. А во время дождей это приходится делать часто: за день можем по пять раз менять их. Когда они истончаются, в кабине слышится определенный стук – значит пора поменять. Для этого нужно залезть на крышу – там бокс с инструментами, потом отвинтить четыре болта, поставить новые прокладки, завинтить болты. Для таких процедур мы обязательно надеваем специальные резиновые перчатки, чтобы не ударило током, – все-таки немаленькое напряжение», – показывает перчатки, а сверху рукавицы наша умелица.
Вот такие трудности создают неблагоприятные погодные условия, и дожди – это только небольшая часть.
«Самое сложное для меня – это жара летом, – делится наша героиня. – Металлический троллейбус сильно нагревается, а кондиционеров в этих троллейбусах нет, открытые окна не сильно спасают, температура в кабине может подниматься до 50 градусов. Что делаем? Терпим. Счастье, что автопарк обновляют, – в новых троллейбусах есть кондиционеры! Зимой работу усложняют снегопады и гололед, особенно накатано бывает в остановочных карманах – очень осторожно приходится там двигаться, снижаем скорость. А эти карманы едва ли не через каждые 50 метров. Весной во время паводка – ручьи заставляют быть осторожнее, чем обычно. Троллейбус же электрический, и внизу есть двигатели, которым вода нежелательна, поэтому едем особенно аккуратно, если внизу поток воды».
Еще один непростой момент работы водителя троллейбуса – это ранние подъемы. Какой общественный транспорт раньше остальных можно увидеть на дорогах? Правильно – троллейбусы. Они выходят на маршруты уже в пять утра.
«Я просыпаюсь в 02.30-03.00 ночи, чтобы собраться и вовремя прийти на работу, подготовить троллейбус и вывести на маршрут. Во сколько ложусь спать? В 20.00-20.30 уже отрубаюсь. Все равно не высыпаешься, и к ранним подъемам невозможно привыкнуть. А у кого вторая смена, те, бывает, приходят домой в первом часу ночи», – рассказывает Надежда.
Наша героиня имеет права и на управление легковыми автомобилями, но, что интересно, давно не водила обычную машину. С одной стороны, призналась, есть какой-то необъяснимый страх, с другой – хочется отдохнуть в дороге.
«Когда сажусь за руль легковушки, мне кажется она какой-то маленькой, – рассказывает Надежда. Притом, что наш семейный автомобиль не самый маленький – «Нива», – и наша машина на механике, а троллейбус – автомат. В выходные не хочется за руль, желаешь ехать расслабленно, не следить за дорогой. Поэтому у нас с супругом нет конфликтов по этой теме: я с удовольствием занимаю место пассажира. Если бы мне дали возможность выбрать автомобиль для себя, я бы хотела, чтобы он был на тралик похож. Купила бы, наверное, «Фольксваген транспортер» – он тоже большой, и есть на автомате, может много народу поместиться, и «морда» у него тоже плоская, как у троллейбуса».
А самое интересное, что Надежду в кабину водителя троллейбуса привел не просто случай, а скорее, «зов крови», который она сразу даже не поняла.
«Уже потом, когда я стала возить пассажиров, поняла, что это не просто так. У меня ведь и дед работал водителем, и отец. Дедушка в деревне водил грузовые машины, был единственным водителем в колхозе в послевоенные годы. Знаю, что молоковозом управлял. В первый год моей работы водителем я сфотографировалась рядом с троллейбусом в определенной позе, небрежно облокотившись. Потом смотрю семейный альбом и вижу фото, на котором мой дед стоит точно в такой же позе возле грузовика! Вот ведь! Потом понимаю, что и мой папа всю жизнь за рулем: работал водителем в 14-м училище, водил автобусы, 262-й маршруткой управлял. Его, кстати, многие в городе знают. Папа мной гордится, переживает за меня, знает, что работа непростая. Он почти каждый день звонит мне: «Как отработала? Погода была нормальная?».
Подробнее смотрите в видео: