Промышленный альпинист о своих рабочих буднях: «Однажды упал с четвертого этажа, доделал работу, уж потом в больницу»
Кроме своей работы, высотник выполняет гуманитарную миссию в зоне СВО
Видеть бездну под своими ногами вот уже более 20 лет для него привычное дело. А высота пятиэтажного дома для него и не высота вовсе. О чем тут говорить, если ему доводилось падать с четвертого этажа! Высоко для него – это 300 метров, когда в «Москва Сити» менял остекление.
Знакомьтесь, промышленный альпинист, 48-летний Алексей Андреев из поселка Кугеси.
«По образованию я бухгалтер, но по специальности ни разу не трудился. Работал в милиции младшим инспектором по вооружению. В промышленный альпинизм пришел в 2000 году. Друзья позвали. Первый раз я вывесился на девятиэтажном доме. Было боязно, но не страшно. Страх приходит уже с опытом».
Алексей уверяет, что его профессия неопасная. Считает, что работа на грани – это у электриков, а смертельно опасная и вовсе у водителей, они гибнут чаще.
«У нас тоже бывают смертельные случаи (у меня есть погибшие знакомые), но сравнительно редко, – объясняет Алексей. – Тут 99 % зависит от нас самих, если все делать правильно по технике безопасности, то все будет нормально».
«Лет семь назад упал с четвертого этажа в Кугесях из-за своей беспечности. Во-первых, десантер (Прим. ред.: пусковое устройство) был не лучшего качества, он развалился, когда я работал на высоте. Во-вторых, я отстегнул страховку, потому что она мне мешала. Мне удалось приземлиться попой на козырек подъезда. Помогло не убиться еще и то, что я веревку пропустил дополнительно через карабин, и она терлась об него, поэтому спуск не был слишком стремительным. А еще, вывешиваясь, мы смотрим, куда можем полететь в случае чего. Я целился на козырек, туда и попал. Ничего не сломал, но сильно ушибся, было больно. Я поднялся, доделал то, что должен был, и только потом поехал в больницу. Больше страховку я не отстегиваю».
Еще одна опасность для промышленных альпинистов – это, как ни странно, люди. Однажды Алексея чуть не убил житель дома, где альпинист проводил работы по ремонту швов.
«Старый дом в Москве, мы замазываем швы. Я на седьмом этаже, – вспоминает наш герой. – Вишу, значит, возле балкона, вдруг выходит мужик. Он спрашивает: «Ну, погоди!» смотрел?». «Смотрел». И ножом по веревке. Я стал с седьмого этажа падать. Выжил, как видите, – страховка спасла».
Оказывается, таких недовольных людей с каждым годом становится все больше. Им не нравится шум, когда рабочие что-то делают за окном, не нравятся свисающие веревки.
«Мы сейчас перестали работать на управляющие компании из-за того, что приходится ругаться с людьми. Говорят: «Шум, у меня дети!». А как они хотят, чтобы мы им швы замазали? Хотят, чтобы тихо и незаметно, а так не бывает», – возмущается наш герой.
Алексей рассказал, что из-за человеческого фактора альпинисты всегда закрывают дверь на крышу на ключ. Потому что и перерезать веревку могут, и себе навредить, например, свалиться с крыши.
Алексей и его бригада – альпинисты-универсалы. В день, когда брали у них интервью, они меняли окна в микрорайоне Новый свет в Северо-Западном районе Чебоксар на 21-м этаже (хозяин новой квартиры захотел другие окна). А так они и красят, и моют – все делают.
«Вешаем кондиционеры, кабель, штукатурим, красим, проводим проводку, мозаику делаем, окна меняем. Сегодня швы делаешь, завтра трубу красишь или демонтируешь ее. Умеем ли вышивать? Если скажут: «Надо», то вышьем. В Москве и Нижнем Новгороде чаще работают узкие специалисты. Если ребята на утеплении, значит, они только на утеплении. Если на монтаже, значит, только на монтаже. А у нас городок маленький – приходится делать все. В нашей профессии желательна строительная специальность. Как говорил у меня мастер на старой работе: «Висеть я научу любого, а делать – не всякого».
Алексей рассказал, что в его профессии многие слишком долго в альпинизме не задерживаются.
«Надоедает и профессиональные заболевания начинают беспокоить. Болят локти, голова, спина болит: ведь мы сидя работаем, ноги висят, но тяжести поднимаем. Плюс продувания ветром, холод, плюс ушибы – ветер нас раскачивает, ударяет. Мы же и зимой работаем, в этот период добавляется чистка крыш от снега, льда».
«Кошки интересно на нас реагируют – у них такие глаза! Наблюдать интересно за кошками. Собаки часто бросаются, лают. А когда люди нас видят – пугаются, бывало, полицию вызывали, часто ругаются».
«Мы состоим в Боевом братстве Чебоксарского района вместе с бывшим главой района Николаем Хорасевым – инициатором создания группы «Своих не бросаем». Решили помогать ребятам. Поставили меня старшим движуху всю эту делать, с тех пор и занимаемся. Уже семь раз УАЗы возили туда, и еще несколько раз гуманитарку передавали: генераторы, свечи, печи, носки, трусы. В первое время еду спрашивали. Сейчас с этим у них нормально стало – горячее питание организовано и дополнительно сухпайки выдают. Сейчас не носки и трусы, а высокотехнологичные грузы спрашивают: дроны, детекторы дрона (от 60 000 рублей за 1 шт), РЭБы (радиоэлектронная борьба с дронами, чтобы их с толку сбивать). Кстати, мы сами ездим без средств безопасности: без броников, касок, РЭБов. И если нас положат, то нашим семьям ничего не выплатят, – рассказывает Алексей. – На нашей машине уже писать надо: «Дебилы!». Яндекс-карты там не работают, и, бывает, не туда завернешь, не туда поедешь. У нас ребята как-то дорогу перепутали – к чужим поехали. Но вовремя почувствовали, что что-то не то, развернулись, обратно отправились. А мы как-то едем – дорога пустая: ни военных, ни мирных – только мы. До первого блокпоста доехали. Они нам: «Дебилы, что ли?». Мы: «Что случилось?». Они объяснили, что дорога простреливается, поэтому по ней никто не ездит. А так мы стараемся ходить только там, где разминировано, дальше дороги никогда не уходим. В туалет только на обочине – в лес нельзя».
Из последней поездки Алексей вернулся не так давно. Передавали УАЗ в Херсоне в село Железный порт. Кстати, ездит он туда на своей машине «Хендай Сантафе».
«Конечно, жалко машину. Бывает, по 60 тысяч вылетает на ремонт после таких поездок, и топливо в этот раз покупал на свои деньги. Ну а как еще? Мы УАЗ передаем, а обратно на моей машине возвращаемся», – делится Алексей.
Следующая поездка в зону СВО состоится месяца через два-три. Сообщество «Своих не бросаем», в котором, к слову сказать, состоит 800 человек, здорово помогает нашим бойцам. С 2022 года уже отправлено всего необходимого более чем на семь миллионов рублей.
«Зачем мы это делаем – тратим время, деньги, рискуем? Хотим помочь! Вы бы видели, как бойцы радуются, когда мы приезжаем», – объясняет свою дополнительную рисковую деятельность Алексей.
Подробнее смотрите в видео: