Интервью с перевозчиком Новочебоксарска: "Пассажир два месяца использовал 5000 рублей как проездной"
Как работают маршрутки в городе?
Тема транспорта является в республике одной из самых обсуждаемых. Часто возникают вопросы по работе маршруток в Новочебоксарске. Корреспондент «Про Город» встретился с руководителем предприятия, которое обслуживает все городские маршруты этого города. Директор автобазы «Автолайн» Сергей Быков рассказал, как устроена работа транспортной сети Новочебоксарска и откуда берутся недовольные пассажиры.
Сергей Владимирович, расскажите, какие маршруты обслуживает «Автолайн»?
- Мы занимаемся обслуживанием всех внутримуниципальных маршрутов: № 11, 12, 14, 15, 17, 20, 20к. Еще № 21, который достался нам в наследство от «Чувашавтотранса». Маршрут № 11 мы используем только летом. Из-за недобросовестной конкуренции в зимний период его закрываем, потому что он дублируется двумя межмуниципальными маршрутами. Эти перевозчики снижают цены, берут на себя функции внутригородских перевозок.
Сколько всего транспортных средств в парке?
- На всех маршрутах у нас 60 машин. Интервал движения днем в среднем 5-7 минут. Это не касается маршрутов № 17 и № 21, так как они ходят в «Липово». В зимний период автобусы ходят раз в час, летом — каждые 20-30 минут. В сезон в данном направлении будет ходить по два автобуса. Мы, кстати, еще обслуживаем один межмуниципальный маршрут № 109, там интервал каждые 20-30 минут.
Во сколько у вас выходит первый маршрут и последний?
- Самый ранний № 14, потому что «Химпром» работает в круглосуточном режиме, и к 5 часам утра первая смена уже начинает работать. Вообще, это одно из самых грамотных предприятий, с которыми я сталкивался. Если бы «Химпром» весь начинал работать в одно время, то невозможно было бы всех людей довезти. А у них есть смена в 5, 6, 7, 8, даже в 9 часов, в дневное время. Это для того, чтобы люди могли свободно добираться до своей работы. Что касается поздних, то все маршруты работают до 10 часов вечера. Последний рейс начинает движение по расписанию в 21:30. В это время, конечно, уже интервал движения не 5-7 минут, а 20-30 минут.
Как быть с людьми, которые не могут уехать в час пик?
- Со слов тех, кто чаще жалуется, понятно, что сесть они не могут буквально в 2-3 автобуса, которые идут друг за другом. Здесь есть два варианта, либо выходить на 10 минут раньше, либо на 20 минут позже. Потому что невозможно обеспечить транспортом каждого человека индивидуально, чтобы снять нагрузку в час пик.
Можно выделить какой-то самый востребованный маршрут?
- На самом деле востребованы все маршруты, которые работают. Невостребованный маршрут работать не сможет. Просто у каждого есть свои достоинства и недостатки. Одним из самых удачных, как мне кажется, является все-таки маршрут № 14. Вся его прелесть в том, что он единственный среди всех соединяет «Юраково» и «Дубраву» в прямом направлении через улицу Пионерскую. У него есть свой устойчивый пассажиропоток в течении всего дня. Устойчивый он еще потому, что у него нет дублирующих межмуниципальных маршрутов.
Расскажите, как составляется график движения транспорта?
- Вся маршрутная сеть сделана так, чтобы наши автобусы друг с другом нигде не пересекались. Если один маршрут стартует с «Иваново», то с «Сокола» будет старт только через 2 минуты. При составлении графика движения мы сделали так, чтобы ни по городу, ни в начальном пункте движения маршруты не дублировались. Интервал движения регулируется специальной компьютерной программой. Благодаря ей мы знаем, во сколько автобус выехал, во сколько он должен быть на месте. Через навигацию контролируем скоростной режим. В конце рабочего дня получаем данные по всей смене. На утро мы делаем распечатку, которая показывает, как двигался весь транспорт. Если есть какие-то нарушения в режиме работы, ведем диалог с водителем и выясняем причину.
Часто ли горожане к вам обращаются с жалобами?
- Диспетчер фиксирует всю поступающую информацию и доводит до руководства. Недавно нам написали благодарственное письмо. Это, конечно, бывает не часто. Как и везде, люди бывают разные, кто-то относится с благодарностью к нашей работе, кто-то нет. Расскажу историю из жизни. Ей, правда, уже не один год. Появился однажды мужчина, который ездил на первом утреннем автобусе. Он, зная, что сдачи у водителя еще нет, начал, как проездной билет, предъявлять купюру в пять тысяч рублей. У нас позиция такая, мы обязаны дать сдачу. Если не можем, то везем бесплатно. Мужчина так проехал раз, два, три. Он больше двух месяцев катался бесплатно на автобусе. Тогда мы разменяли для трех автобусов пять тысяч рублей монетами разного достоинства. Насыпали мелочь в полуторалитровые бутылки. Все водители были проинструктированы, что если мужчина предъявляет купюру в пять тысяч, нужно задать вопрос, нет ли мельче. Если слышим, что мельче нет, берем деньги и даем билет со сдачей в бутылках. Мелочи ему надолго должно было хватить после этого.
Наверняка и у водителей нарушения бывают, как наказываете провинившихся?
- У нас очень оригинальное наказание. Мы сейчас не говорим о нарушениях с серьезными последствиями, там вплоть до увольнения. За невнимательность, телефон на рабочем месте, необоснованный съезд с линии, срыв интервала движения, неубранный салон после работы и так далее, водитель после профилактической беседы идет в магазин и на 500 рублей покупает детские товары. Все это накапливается, и мы централизованно увозим в детский реабилитационный центр. И водителям приятно доброе дело сделать, и для детей польза.
Какие требования вы предъявляете к водителям?
- Вы будете смеяться, но чтобы устроиться водителем автобуса к нам в организацию, нужно предоставить водительское удостоверение, медицинскую справку для трудоустройства на работу, отдельную справку от нарколога, от психолога, справку об отсутствии судимости, справку о прохождении 20-ти часовой программы повышения квалификации, справку по транспортной безопасности. У нас водители автобуса могут встать и сразу в космос полететь. И очень большая беда, что далеко не у всех перевозчиков такие строгие требования к водителям. Мы следим за этим очень строго.
Сергей Владимирович, планируется ли появление каких-то новых маршрутов?
- Сейчас все укомплектовано. Новые маршруты могут появиться, когда будут построены новые микрорайоны. И то, скорее изменятся старые. Потребности в новых маршрутах пока нет.
Можете ли вы выделить какой-то проблемный с точки зрения транспортной доступности район города?
- В Новочебоксарске вообще очень мало мест, откуда было бы тяжело уехать. Единственное, остро стоит улица Восточная. Этот вопрос поднимался. У нас город небольшой и мобильный. Иногда проще дойти до следующей остановки, чем стоять ждать. Поэтому любой маршрут, который ходит с интервалом больше 10 минут, не будет востребован. Люди больше не готовы ждать. У нас, грубо говоря, город за час обойти можно. С наступлением весны мы видим, как люди, которые еще вчера бежали на автобус, спокойно прогуливаются, греясь под лучами солнца. Наши водители, едущие с полупустым салоном, провожают их грустным взглядом.
С какими трудностями в работе вы сталкиваетесь?
- Этот год для перевозчиков будет трудным. Особенно для городского транспорта. Согласно законодательству, до 1 июля нам на все автобусы нужно установить тахографы, это порядка 30 тысяч на машину и плюс карточка водителя, это еще 4 тысячи на каждого. С 1 июля же внедряют онлайн-кассы. Это расходы от 20 до 30 тысяч на машину. Еще в этом году мы обязаны установить видеонаблюдение в каждое транспортное средство. Мы сейчас заказали на пробу один комплект. Минимальные расходы — 34 тысячи. Общие расходы на один автобус составляют порядка 90-100 тысяч. У нас в парке 60 автобусов. Чтобы оснастить все, нам нужно, грубо говоря, 6 миллионов рублей. Это будут кредитные деньги. Хотелось бы, конечно, чтобы для транспортников были какие-то льготные условия кредитования. Но таких пока нет.