Цены на популярные модели новых авто в июне замерли после роста на 20-60 % с начала года
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в I полугодии и за июнь 2022 года. Значительного роста, как и падения, не наблюдается. По данным Russian Automotive Market Research, из «двадцатки» наиболее востребованных на сегодня на нашем рынке автомобилей в течение июня ни один не подорожал. Но и какого-либо заметного снижения в прайсах пока не наблюдается: успели подешеветь Lada Granta и Skoda Rapid. Авторитейлу приходится жить с ценами, которые по сравнению с январем текущего года выросли в среднем от 20 до 60 %.
В июне из топ-20 наиболее востребованных на рынке автомобилей ни один не стал «огорчать» покупателей повышением цены. При этом наименее подорожавшим за полгода автомобилем оказался Skoda Rapid. В январе за него просили в среднем 1,23 миллиона рублей, в июне – 1,28 миллиона. Причем еще весной за Rapid дилеры хотели в среднем 1,5 миллиона, но за первый месяц лета эта машина подешевела почти на 14 %. Дело, впрочем, отнюдь не в приступе внезапной щедрости продавцов: новых поставок по Skoda нет уже несколько месяцев, машин осталось немного. Но самое главное – до сих пор непонятно, продолжит ли дистрибьютор в России бизнес, будут ли обеспечены дальше полноценная гарантия и поставки запасных частей. На фоне таких опасений даже имеющиеся машины клиенты стали покупать хуже.
Возможно, такие же процессы мы вскоре увидим по Volkswagen Polo (1,82 миллиона, 44 % за полугодие), а также по Renault Logan (1,33 миллиона, 38 % за полугодие) и Duster (1,95 миллиона, 40 %). Для автомобилей с «жуком» на радиаторе все чаще начинает наблюдаться дефицит запасных частей, а «французы», объявив об уходе из нашей страны, по сути, бросили своих российских поклонников.
Продавцы еще нескольких седанов B-класса – Lada Vesta (1,38 миллиона, 24 % за полугодие), Kia Rio (1,59 миллиона, 36 %) и Hyundai Solaris (1,59 миллиона, 42 %) в июне также не спешили уменьшать взвинченные прежде цены. Исключением в отряде малолитражек пока выступила разве что Lada Granta. Ее средняя цена сократилась на символические 0,3 %. При этом, вполне вероятно, чем большее количество «оптимизированных» версий этой модели будет выпущено, тем более существенное снижение средней цены по ней мы увидим в последующие месяцы. Это же справедливо в отношении двух модификации Lada Niva – Legend (961,2 тысячи руб., 16 % за полугодие) и Travel (1,16 миллиона, 19 %): по ним также готовятся к продаже упрощенные версии. И наконец, УАЗ с июля также стал собирать вседорожники Patriot без подушек безопасности и ABS, что должно снизить цену этой модели автомобиля на 20-25 тысяч рублей. Но пока ее удешевления не видно (1,87 миллиона, 31 %).
Все остальные автомобили из наиболее востребованных и тех, которые не дорожали в июне, но были замечены в резком скачке цен в прежние месяцы, – это кроссоверы. Так, за оставшиеся на складах Kia Sportage просили в июне в среднем 2,92 миллиона, что на 23 % больше, чем в начале года. Собрат Kia по платформе, Hyundai Tucson, оказался еще дороже - 3,3 миллиона, 29 %. Kia Seltos, Hyundai Creta и Renault Duster прибавили за полгода 30-40 %. В июне цены на них были зафиксированы.
И, наконец, наиболее заметными «аппетитами» в части ценников отметились «китайцы»: Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro. В этом сегменте подорожание за полгода составило от 44 до 66 %. Причем из них только Jolion в мае дешевел на 220 тысяч рублей, поэтому в том числе вошел в июне в «пятерку» лучших по продажам автомобилей нашего рынка.
В целом, за исключением заводов АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ и Haval, производители пока не спешат возобновлять сборку. Поэтому полноценное насыщение рынка моделями других производителей в ближайшие месяцы едва ли возможно. Усложнение и подорожание логистики, общий дефицит машин и компонентов в мире и, наконец, сложности с «параллельным импортом» – все это не позволит ценам начать сколько-нибудь существенно снижаться в перспективе нескольких ближайших месяцев. Не стоит рассчитывать и на щедрость дилеров. По разным оценкам, в России на складах остается от 100 до 120 тысяч новых автомобилей. Вплоть до зимы авторитейлеры будут продавать их, не спеша и за «дорого», чтобы продлить жизнь этой сферы бизнеса и покрыть накладные расходы.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике изменения цен за I полугодие и июнь 2022 года и
№
Марка и модель
Средняя цена в январе 2022
Средняя цена в мае 2022
Средняя цена в июне 2022
Динамика
июнь 2022
/январь 2022
Динамика июнь 2022 /май 2022
1
SKODA RAPID
1 231 369
1 481 550
1 278 875
3,86 %
-13,68 %
2
LADA NIVA LEGEND
826 600
961 200
961 200
16,28 %
0,00 %
3
LADA GRANTA
746 480
876 035
873 261
16,98 %
-0,32 %
4
LADA NIVA TRAVEL
974 100
1 160 900
1 160 900
19,18 %
0,00 %
5
KIA SPORTAGE
2 367 627
2 923 650
2 923 650
23,48 %
0,00 %
6
LADA VESTA
1 117 202
1 381 086
1 381 086
23,62 %
0,00 %
7
HYUNDAI TUCSON
2 529 000
3 269 000
3 269 000
29,26 %
0,00 %
8
KIA SELTOS
1 788 233
2 335 376
2 335 376
30,60 %
0,00 %
9
UAZ PATRIOT
1 431 286
1 871 429
1 871 429
30,75 %
0,00 %
10
HYUNDAI CRETA
1 588 706
2 148 706
2 148 706
35,25 %
0,00 %
11
KIA RIO
1 172 400
1 592 400
1 592 400
35,82 %
0,00 %
12
RENAULT LOGAN
964 000
1 325 875
1 325 875
37,54 %
0,00 %
13
LADA LARGUS
977 082
1 358 536
1 358 536
39,04 %
0,00 %
14
RENAULT DUSTER
1 395 462
1 953 692
1 953 692
40,00 %
0,00 %
15
HYUNDAI SOLARIS
1 119 091
1 585 786
1 585 786
41,70 %
0,00 %
16
VOLKSWAGEN POLO
1 268 800
1 820 800
1 820 800
43,51 %
0,00 %
17
HAVAL JOLION
1 674 714
2 404 714
2 404 714
43,59 %
0,00 %
18
HAVAL F7
2 037 571
2 999 000
2 999 000
47,19 %
0,00 %
19
GEELY COOLRAY
1 621 990
2 577 990
2 577 990
58,94 %
0,00 %
20
CHERY TIGGO 8 PRO
2 183 299
3 616 900
3 616 900
65,66 %
0,00 %
Источник данных: НАПИ/Russian Automotive Market Research