Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Естественная убыль при перевозке нефтепродуктов

11.03.2025

 

 

Естественная убыль при транспортировке нефтепродуктов – это неизбежные потери, возникающие в процессе транспортировки. Это происходит вследствие физических и химических процессов, которые неизбежны во время перевозок. Понимание этих факторов помогает снизить потери и соблюдать нормативные требования.

К основным причинам естественной убыли при перевозке нефтепродуктов относятся:

  • испарение – часть лёгких фракций испаряется при колебаниях температуры, особенно в тёплое время года;

  • технологические потери – незначительная часть нефтепродуктов остаётся в цистерне, трубопроводах, клапанах и других элементах системы слива.

Нормативное регулирование и учёт естественной убыли

Процесс перевозки строго регламентирован нормативными актами. К основным документам, определяющим нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке, относятся:

  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;

  • Приказ Минтранса РФ № 278, утверждающий нормы естественной убыли для отдельных видов нефтепродуктов;

  • ГОСТ 1510-84 – требования к транспортировке и учёту нефтепродуктов.

Величина потерь зависит от вида груза, способа транспортировки и условий перевозки. Например, для бензина нормы естественной убыли могут составлять до 0,07% от массы груза, для дизельного топлива – до 0,05%.

О применении нормы естественной убыли нефтепродуктов

Применение норм естественной убыли нефтепродуктов на транспортных предприятиях обязательно при расчёте фактических потерь. Впоследствии эти данные учитываются при составлении товарно-транспортных накладных и актов приёма-передачи.

Важно учитывать группы нефтепродуктов для расчёта естественной убыли, поскольку для каждой из них характерны свои физико-химические свойства. Например, лёгкие фракции бензина, испаряются быстрее, чем дизель или тяжёлые масла – это напрямую влияет на величину допустимых потерь.

Списание естественной убыли нефтепродуктов

Списание естественной убыли нефтепродуктов происходит на основании актов, в которых фиксируются данные о массе груза при отправке и получении. Основные документы:

  • товарно-транспортная накладная – подтверждает факт перевозки и потерь;

  • акт приёма-передачи – содержит данные о приёмке нефтепродуктов у перевозчика;

  • путевой лист – документ с информацией о маршруте, пробеге и времени в пути.

В случае превышения нормативов или при недостаточном документальном подтверждении причин потерь может возникнуть ряд спорных вопросов. Чтобы избежать таких ситуаций, важно корректно вести сопроводительную документацию.

Факторы, влияющие на естественную убыль при транспортировке

На естественную убыль при транспортировке нефтепродуктов влияют сразу несколько факторов:

  • температурные колебания – повышение температуры ускоряет испарение лёгких фракций;

  • состав – светлые нефтепродукты испаряются быстрее тёмных;

  • условия перевозки – нарушения герметичности ёмкостей увеличивают потери.

Важные моменты, которые нужно учитывать при транспортировке нефтепродуктов

Чтобы минимизировать потери, важно:

  • контролировать температуру груза на всех этапах перевозки;

  • использовать герметичные и технически исправные цистерны;

  • обучать персонал правилам заполнения и слива перевозимых нефтепродуктов;

  • корректно вести учёт нефтепродуктов;

использовать качественные автоцистерны для перевозки нефти. Например, от одного из производителей автоцистерн в России компании БОНУМ.

Популярное