Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Проводник поезда из Чувашии: "Раньше люди были более общительные, а сейчас даже не знакомятся"

фото "Про Город"

Что изменилось в поезде за 30 лет

Жительница Чувашии Наталья Артемьева нашла свое призвание и любовь в поезде. Уже более трех десятилетий она с удовольствием работает проводником, ежедневно встречая новых людей и преодолевая тысячи километров. За годы службы Наталья стала не только хозяйкой вагона, но и хранительницей множества удивительных историй и традиций железнодорожной жизни.

55-летняя Наталья Артемьева трудится проводником уже 32 года. На железную дорогу она пришла в 1993 году, хотя видела себя до этого совсем в другой профессии.

"Я мечтала шить одежду, поэтому выучилась на технолога швейного производства, но в 90-е годы все вокруг резко изменилось, и так случилось, что пришлось искать себя в другой профессии. А тут еще старшая сестра загорелась стать проводником, увидела объявление в "Советской Чувашии" о наборе на обучение и выучилась, стала работать на поезде. Я через пару лет, возможно, глядя на нее, тоже пошла учиться на проводника. И, как видите, осталась. Сестра тоже до сих пор работает в РЖД.

Также здесь я нашла свою судьбу – познакомилась с будущим мужем. Я пришла в январе, а он в феврале, возник интерес, через какое-то время стали встречаться, а в 1995 году поженились, у нас появилось двое детей. Супруг проработал проводником восемь лет, потом устроился на чебоксарскую ГЭС. А вообще, пары среди проводников не редкость. Бывает, завязываются отношения и у пассажиров с проводниками, но такое случается, наверное, все же реже", – рассказывает железнодорожница.

Наталья практически сразу полюбила эту профессию, в поезде чувствует себя как рыба в воде. А "на суше", когда дома, она любит заниматься своим приусадебным участком, делать всевозможные заготовки, соления, варения.

"Нравится динамика, что нет рутины, однообразия. Это одна из самых романтичных профессий, на мой взгляд. Новые города, люди, лица, постоянно меняется картинка за окном. Я где только ни была. Вот разве что до Дальнего Востока пока не доехала, но, думаю, обязательно побываю и там. А длинная дорога меня не утомляет, и в отпуск я часто езжу поездом – мне нравится, в том числе приятно побыть в роли пассажира", – говорит проводник.

Пейзажи за окном и потоки людей не утомляют Наталью.

"Сейчас замечательный сезон – весна! Поехала на Москву – серенько, возвращаешься из Москвы через две ночи, а уже легкая зелень пошла. Люди мне нравятся. Сколько интересных личностей встречаешь, знакомишься. Многие меня запоминают, говорят: "О, а мы вас помним, уже с вами ездили!". Многих я помню, даже как зовут, и что они предпочитают: что брали, что пили. К примеру, однажды познакомилась с главным редактором газеты "Муромский край". Она пригласила меня в гости в Муром, и я ее в итоге посетила. Очень интересная женщина! У меня появилось много интересных знакомых", – улыбается Наталья.

Наталья рассказала, что быть проводником – это непросто. Но если любишь то, чем занимаешься, то для тебя это перестает быть работой. Единственная, пожалуй, сложность в ее работе – ночные смены, а в остальном особых трудностей не видит.

"В обязанности проводника входит приветливо встретить пассажиров, устроить их на места. Показать, где расположено спальное место, обеспечить комплектами белья, подушками. Можно сказать, что я хозяйка вагона. Проводник информирует пассажира, обеспечивает ему благоприятную обстановку, порядок, чистоту, подходящий температурный режим. Сейчас, кстати, с этим дела обстоят лучше, чем лет 20 назад, потому что есть климат-контроль. Также мы предоставляем чайную продукцию, и у нас большой выбор сувениров", – поясняет проводник.

Качества, которые необходимы для работы проводником, – это, конечно же: коммуникабельность, так как приходится работать с людьми. Кроме того, требуется умение оказывать первую доврачебную помощь и знание технической части устройства вагона, так как тут речь идет о безопасности всех, кто находится внутри или рядом. Нужна также хорошая стрессоустойчивость, ведь приходится сталкиваться с самыми разными людьми, просьбами.

"А вопросы от пассажиров поступают разные. Вот сегодня, например. Остановка на станции "Перевозская", а там никто не выходит. Одна женщина говорит: "Зачем остановились в Перевозской, лучше бы в Пильне", – делится Наталья.

За 30 лет на железной дороге много изменений произошло. Это касается и технического оснащения, и атмосферы путешествий, и людей.

"Изменения кардинальные! Обновился, улучшился парк вагонов, практически в каждом есть биотулеты, кондиционеры, электроотопление, появились двухэтажные комфортабельные вагоны. В помощь проводникам сейчас есть удобные интернет-приложения. Безопасность на хорошем уровне: везде камеры, просматриваются и коридоры, и тамбуры, электронные замки на дверях купе. Раньше люди были более коммуникабельные, сейчас же живое общение пассажирам заменяют гаджеты, часто попутчики даже имен не спрашивают друг у друга", – говорит опытная проводница.

Наталья рассказала, что перемены переменами, но, как и много лет назад, люди продолжают опаздывать на поезд. Случается, бегут за уходящим составом.

"На станции Канаш расслабляются. Там большая стоянка, и пассажиры начинают спокойно гулять, заходить в киоски, не слушают объявления диктора на вокзале. А поезд уходит медленно, даже незаметно, например, в хвосте пассажирам не слышно, как гудит поезд. Проводник-то нигде сигналы не пропустит, он знает их, практически чувствует поезд кожей. А когда состав покатился, бывает, да, бегут. Но это очень опасное мероприятие. Если поезд еще стоит, то есть шанс успеть.

К примеру, если проводник ближайшего вагона видит бегущих, он подаст сигнал остановки машинисту, чтобы состав подождал, и опустит подножку. Но если поезд начал движение, то шансов нет – это опасно и строго запрещено. Чтобы у пассажиров не было соблазна, перед началом движения закрываются все двери, а у современных вагонов даже поручней снаружи нет – все гладко, чтобы у отстающих не возник соблазн зацепиться за что-нибудь.

За вещи можно не переживать, их сдадут на ближайшей станции, чтобы хозяин смог забрать свою ручную кладь. Да, он понесет материальные затраты, но это, получается, плата за несобранность – зато безопасно. Кстати, чаще опаздывают мужчины, а женщины, как правило, даже раньше приходят – перестраховываются", – рассказывает Наталья Артемьева.

Конечно, случаются и конфликтные ситуации. Наталья призналась, что тут важно не терять самообладания, продолжать спокойное вежливое общение, а ей, в частности, часто на помощь приходит хорошее чувство юмора, которое не раз ее выручало: сглаживало недопонимания, разряжало обстановку.

Пассажирам проводник желает брать с собой в дорогу удобную одежду и хорошее настроение.

"Относитесь ко всему более позитивно, не стесняйтесь обращаться к проводнику, если что-то понадобится в поезде, и, самое главное, будьте добрее друг к другу. Бывает, встречаем такое: "Я заплатил, никого не пущу на свою полку!". Но есть регламент, даже в правилах перевозок оговорено, что пассажир нижнего места должен пропустить пассажира верхнего места за стол для принятия пищи. Нужно помнить, что все мы люди, всем нам надо есть, спать. Доброты, очень хочется доброты побольше и терпимости – тогда мир точно станет лучше, а в вагоне будет еще комфортнее, уютнее, и стук колес превратит дорогу в песню", – уверяет Наталья и обещает каждого встречать в своем вагоне как родного.

Подробнее – в видео:

...

Популярное

Последние новости