Кокошники, тюбетейки и этнокухня: «Пятерочка» познакомила жителей 53 регионов с историей и культурой родных мест
- 11 сентября 15:40
- Анна Именнова

Торговая сеть «Пятерочка» совместно с общественной организацией восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» подвела итоги всероссийского соцпроекта «Родное место». Инициатива призвана напомнить о ценности историко-культурного наследия городов и сел, а также содействовать воспитанию любви к малой родине. В мероприятиях, прошедших на площадках «Центров местного сообщества» (ЦМС), приняли участие свыше 260 тысяч человек.
На протяжении нескольких месяцев в магазинах сети проходили краеведческие выставки, мастер-классы по народным промыслам и традиционным ремеслам, выступления творческих коллективов, игры, квесты, викторины, фестивали – всего более 300 событий в 53 регионах РФ. Проект стал частью программы устойчивого развития «Пятерочка с заботой».

В каждом регионе организаторы старались придумать и предложить гостям что-то свое – особенное и уникальное. Впервые в России и Адыгее прошел фестиваль дольменов – удивительное событие, организованное при поддержке Русского географического общества. Атмосферу праздника создавали ансамбль кавказских барабанов и цирковая студия. В Казани постоянный партнер ЦМС, искусница Ольга Спиридонова, провела тренинг по украшению тюбетеек, а кулинар и дизайнер одежды Ислам Гаврилов в рамках гастрономического проекта «Попробуй Татарстан» показал, как приготовить трайфлы (слоеные десерты) в цветах флага родной республики.
Этнический колорит многонациональной Чувашии совместными усилиями передали местная библиотека и народный ансамбль «Ялкын»: для жителей Чебоксар были организованы выставка книг, посвященных истории и культуре республики, а также концерт вокальной музыки. В Великом Новгороде местная рукодельница Светлана Васильева провела для посетителей мастер-класс по изготовлению кокошников – и доказала, что этот традиционный женский головной убор может стать современным стильным аксессуаром.
Детей и взрослых в Хакасии обучали приготовлению конфет из талгана – традиционного блюда из ячменной муки, масла и меда. А в Павловском Посаде организовали выставку работ местных мастеров, фольклорную программу с песнями под гармошку и даже костюмированную фотосессию в стиле крестьянского быта. Красноярские студенты в рамках летней практики сделали и разместили в одной из торговых точек сети интерактивную карту области и провели с ее помощью викторину на знание родного края.
Ключевым партнером социального проекта «Родное место» стал «Том Сойер Фест» – общероссийское волонтерское движение, занимающееся реставрацией старинных построек. Активисты фестиваля провели лекции и экскурсии, посвященные особенностям региональной архитектуры, а также истории улиц и зданий.

«Мы всегда выступаем за новое перспективное сотрудничество – особенно с теми, с кем у нас совпадают интересы. Данный проект «Центров местного сообщества» – это про то, как учиться ценить место, где ты живешь. Как решать экологические проблемы, как «читать» архитектуру, как помогать друг другу. Для нас ценность любого подобного мероприятия – это вовлечение людей, возможность показать, что существует много социальных инициатив, в которых можно принять участие. Таким является и фестиваль «Том Сойер Фест». И я точно знаю, что теперь амбассадоров нашего фестиваля стало чуточку больше. А завтра они расскажут о нас своим друзьям и знакомым. И для нас это уже немало», – отметила Анастасия Кнор, директор благотворительного фонда «Том Сойер Фест – Наследие».
«Любовь к месту, где мы живем, уважение к истории и традициям своей малой родины – это очень естественные чувства. Это то, что объединяет нас всех – людей разных поколений, разного опыта, разных профессий и интересов. И проявляться эта любовь тоже может по-разному – заботой об экологическом благополучии родного края, изучением его культурного наследия, участием в благоустройстве своего района или даже просто интересом к особенностям национальной кухни. Неудивительно, что проект нашел такой горячий отклик и у наших партнеров, и у гостей магазинов – эта тема по-своему близка каждому», – прокомментировала Снежана Малясова, руководитель проекта «Центры местного сообщества» торговой сети «Пятерочка».
Проект «Центры местного сообщества» реализуется с 2021 года в партнерстве с благотворительными фондами «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории». На данный момент ЦМС работают в 5000 магазинах, расположенных в 68 регионах страны.