Российский инвестор 2021: все больше молодежи, женщин и семейных
- 17 февраля 2022
- 18+
- Наталья Афанасьева
В 2021 году интерес населения к инвестициям продолжал расти существенными темпами: общее число клиентов "ВТБ Капитал Инвестиции" выросло на 51 % в сравнении с 2020 годом, до 2,3 млн человек. Значительно увеличилась доля молодежи до 25 лет – с 6,2 % до 8,7 % от общей клиентской базы. Становится все больше женщин-инвесторов – их доля выросла с 36 % до 37,5 %. Растет интерес к инвестициям у людей, состоящий в браке, – их доля выросла с 78,7 % до 81 %.
«Инвестиции становятся частью жизни для обычных людей, инвесторы становятся активнее, они постоянно следят за своими портфелями, за новостями, аналитикой, инвестидеями, заходят в мобильное приложение. Ежедневная аудитория "ВТБ Мои Инвестиции" за год выросла в два раза и сегодня превышает 450 тысяч человек. При этом клиенты понимают важность диверсификации, мы видим, что основная часть клиентских активов – в широко диверсифицированных портфелях. Отдельно отмечу, что география клиентов растет, инвестициями сегодня интересуются все, вне зависимости от возраста, региона проживания, уровня дохода. Рынок розничных инвестиций будет развиваться, и мы ждем, что темпы роста числа инвесторов в этом году будут сопоставимы с прошлогодними», - отметил Владимир Потапов, главный исполнительный директор "ВТБ Капитал Инвестиции", старший вице-президент ВТБ.
За прошедшие 3 года количество инвесторов в возрасте до 25 лет выросло в 33 раза, а в возрасте от 25 до 35 лет – в 14 раз. В результате доля клиентов "ВТБ Капитал Инвестиции" младше 35 лет за 3 года увеличилась с 11 % до 34 %.
За счет активного роста интереса населения к инвестициям в российских регионах несколько снизилась доля клиентов из Центрального федерального округа (с 42,1 % до 41,2 %) и Северо-Западного федерального округа (с 13,2 % до 12,7 %).
Все больше клиентов понимает важность диверсификации: по итогам 2021 г. 70 % клиентских активов находится в диверсифицированных портфелях (от 5 бумаг и более), три года назад - по итогам 2018-го, было 45 %. Растет интерес к продуктам коллективных инвестиций: доля ПИФ в портфелях инвесторов в 2021 г. составила 6 % против 3 % в 2020 г. и 1 % в 2019 году. Также выросла доля иностранных акций (17 % в 2021 г., 13 % - в 2020 г., 3 % - в 2019 г.). В целом инвесторы стали менее консервативными: в 2019 г. на различные облигации в портфелях клиентов приходилось 66 %, по итогам 2021 г. – 46 %.
Доля российских акций в 2021 г. выросла с 18 % до 19 %. Топ-5 российских бумаг по объему в клиентских портфелях в 2021 г. остался без изменений: на акции Газпрома приходится 2,8 % всех активов, ФосАгро - 1,6 %, Сбербанка - 1,5 %, Норникеля - 1,15 %, ВТБ - 0,9 %. Среди иностранных акций самыми популярными по итогам 2021 г. являются Alibaba, Polymetal, En+ Group, Apple, Tesla.
Инвестиции становятся неотъемлемой частью сбережений: четыре из пяти клиентов пополняли свои счета в 2021 г., при этом половина из них - более чем на 100 тыс. рублей. Клиенты все активнее совершают сделки и ребалансируют портфели. Доля тех, кто совершает менее 5 сделок в год снизилась с 92 % в 2018 г. до 40 % - в 2021 г. 38 % совершили 5-100 сделок в 2021 г.
Самыми популярными активами у инвесторов в 2021 г. были российские акции. С ними совершили сделки 54 % клиентов (53 % в 2020 г.), на втором месте по популярности - иностранные акции - 47 % клиентов в 2021 г. и 44 % в 2020 г. Значительно повысилась популярность инструментов коллективных инвестиций - уже 39 % клиентов в 2021 г. совершали сделки с паями фондов против 30% в 2020 г.,8 % - в 2019 г. В 2021 г. снизилась популярность сделок с валютой – 43 % клиентов совершали такие сделки против 46 % в 2020 г.