Биография Алексея Тайчера, председателя совета директоров ПАО «ТрансФин-М».

 

Сегодня под управлением Тайчера большой холдинг, ключевым активом которого является лизинговая компания «ТрансФин-М». Предприятия холдинга занимают ведущие позиции в различных секторах отечественной экономики.

Образование и первые шаги в бизнесе

Родился в 1979 году в семье железнодорожников из Ленинграда. В 1995-м поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения. Трудовую деятельность начал в 1998 году, совмещая работу с учебой.

В 2000-м с отличием окончил университет. В 2003-м прошел курс по программе MBA в области финансов ведущей бизнес-школы России — International Management Institute, St Petersburg (IMISP). Бизнес-школа основана еще во времена СССР как совместное итальяно-советское предприятие, созданное при участии SDA Bocconi School of Management.

В начале 2000-х переехал в Москву. С 2003-го по 2005-й работал в ООО «Концерн Союзвнештранс», представлявшее собой крупный логистический холдинг. Организация, созданная в 1951 году, помимо богатой истории, имела в том числе непрофильные активы, требовавшие немалых затрат на содержание и обслуживание. Их управлением и занимался Тайчер. По инициативе Алексея Роменовича был реализован девелоперский проект на территории мало кому тогда известного поселка Сколково в пользу одного из банков. Другой проект — строительство логистического терминала вблизи Шереметьево — был выкуплен ВТБ.

Карьера менеджера

В 2005-м он перешел на работу в РЖД. Входил в группу экспертов, разрабатывавших целевую модель рынка грузовых перевозок. На должности заместителя гендиректора участвовал в развитии и подготовке к приватизации дочернего общества РЖД — ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). Предприятие было продано за общую сумму 175,5 млрд рублей одной из фирм, входивших в UCL Holding Владимира Лисина.

С декабря 2015-го по декабрь 2018-го на посту гендиректора другого дочернего общества РЖД — АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) Тайчер фактически занимался антикризисной деятельностью. Он принимал предприятие, стоявшее на грани банкротства и генерировавшее многомиллиардные убытки. А покидал процветающую компанию, ставшую абсолютным лидером на рынке. Только за 2018-й чистая прибыль ФГК превысила 21 млрд рублей.

Во главе «СГ-Транс»

В 2012-м помог АФК «Система» Владимира Евтушенкова приобрести АО «СГ-Транс», выступив в качестве консультанта сделки. Тогда корпорация Евтушенкова по праву считалась одной из крупнейших частных компаний в России. Тайчер занял пост президента общества и приступил к реорганизации бизнеса. В частности, Тайчером было принято решение вывести из структуры активов сеть газовых автозаправочных станций и топливных баз, а основные усилия сконцентрировать на железнодорожных перевозках сжиженных углеводородных газов. В 2013 году он стал совладельцем АО «СГ-Транс».

В 2016 году АФК «Система» продала 50% принадлежащих ей акций и вышла из числа акционеров. В 2018 году Алексей Роменович покинул занимаемую должность, сохранив за собой акционерный пакет.

На начало второго полугодия 2021 года «СГ-Транс», согласно новости, опубликованной рейтинговым агентством НКР, занимало первое место на российском рынке перевозок сжиженных углеводородных газов и наливной химии.

Покупка ПАО «ТрансФин-М»

В 2018 году негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние» получил предписание ЦБ РФ о продаже непрофильных и низколиквидных активов. Наиболее привлекательным среди них было ПАО «ТрансФин-М», располагавшее, помимо прочего, и собственным парком подвижного состава. На актив, кроме Тайчера и его партнеров, претендовали крупные финансовые группы. Почти год ушел на подготовку к сделке. Предложение компании Алексея Роменовича в размере 32,6 млрд рублей оказалось самым привлекательным для фонда, что позволило «Благосостоянию» заработать 7 млрд рублей прибыли на продаже «ТрансФин-М». Покупка была профинансирована ВТБ и прошла в формате Management buyout — часть акций получили топ-менеджеры. После закрытия сделки в 2019 году Тайчер встал во главе совета директоров публичного акционерного общества.

Развитие «ТрансФин-М»

Ряд экспертов полагали, что лизинговая компания была продана по цене, значительно превышавшей ее действительную стоимость. Новая команда Алексея Тайчера смогла переубедить скептиков — буквально за год они провели масштабную реорганизацию предприятия.

В 2021 году размер лизингового портфеля «ТрансФин-М» превысил 170 млрд рублей, а собственный капитал — 43 млрд рублей. Предприятие динамично развивается, осваивая новые перспективные направления.

В 2021 году на рынок была выведена программа, предоставляющая возможность приобретения объектов коммерческой недвижимости с использованием механизма финансового лизинга. На очереди проекты в сфере лесного комплекса, экологического и цифрового лизинга.

Успешной является и деятельность дочерних компаний. Так, в 2019 году был создан единый оператор подвижного состава ООО «Атлант». Позже в его уставной капитал с 25%-й долей вошла корпорация ВЭБ.РФ. Весною 2021 года партнеры приняли решение докапитализировать уставной фонд оператора еще на 10 млрд рублей.

В 2021 году «Атлант» стал крупнейшим независимым арендодателем подвижного состава. В его управлении более 60 тысяч вагонов, которые ежегодно перевозят более 30 млн тонн грузов различного назначения. В числе партнеров оператора свыше 300 организаций, представляющих 15 секторов российской экономики: начиная от нефтепереработки и металлургии, заканчивая производством строительных материалов и продуктов питания.

Популярное