Многодетные родители, попавшие из Мариуполя в Чувашию: "Боимся думать, как жить дальше"
"Единственное, хотелось бы справедливости"
Многодетная семья из Мариуполя покинула свой дом и переехала в Чувашию. В преддверии Дня матери корреспондент "Про Город" побывал у них в гостях, чтобы узнать подробнее, с какими сложностями они столкнулись здесь и каково быть многодетной семьей, оставшейся без ничего.
26 ноября корреспондент "Про Город" побывал в гостях у многодетной семьи Алексея Спиридонова и Виталины Елякиной. В апреле этого года они покинули Мариуполь и приехали в Чувашию в качестве вынужденных переселенцев. Семью поселили в пункте временного размещения на базе санатория-профилактория "Мечта" в Чебоксарском районе.
У Виталины и Алексея четверо детей: два мальчика и две девочки. Раньше они жили в частном доме в Мариуполе. Когда начались боевые действия, российские военные предложили им покинуть город, то есть эвакуироваться. Какое-то время они жили в ДНР, но потом решили ехать глубже в страну. Весной этого года они и оказались в Чувашии.
"Мы семья из Мариуполя, вынуждено покинувшая свой дом из-за неприятных обстоятельств. Приехали мы 5 апреля. Всей семьей, все сразу, куда же без детей. Пришли русские военные, сказали, чтобы было безопаснее детям, нужно уезжать из города. На сборы было два часа. Самое необходимое схватили и побежали".
"Когда большая семья - это хорошо. Всегда весело, скучать не дают, всегда находят маме занятие: поубирать, постирать. Сложно не количество, а когда дети совсем маленькие. Когда дети постарше, уже полегче".
Чем вам помогает государство?
"Какое, украинское или русское? Раньше получали на детей выплаты (в Украине), но, по сравнению с русскими выплатами, - это такие копейки. Можно сказать, перебивались от выплат до выплат, хорошо, что муж работал, это спасало. В России благодаря тому, что Путин назначил выплаты для переселенцев, как-то полегче. Меньше месяца назад получили гражданство, будем оформлять пособия детские".
Что сейчас самое тяжелое для вас?
"Без жилья тяжело, когда живешь в своем жилье - намного легче".
Что с вашим домом в Мариуполе?
"Он побит, окна, крыша. Когда уезжали, все было побито. В Мариуполь вернуться уже не получилось, потому что бомбежки продолжались. В ДНР детям было тяжело, выехали в Россию. Потом с соседями (в Мариуполе) связались, они сказали, что дом наш вынесли. Всю бытовую технику вынесли, даже элементарно мы туда вернуться не можем. Условий для жизни нет, это все покупать нужно, а это очень дорого. В доме мы не прописаны были, а прописаны были в моей квартире, в которой жил мой папа, а переехать в однокомнатную квартиру всем нашим большим семейством - это очень тяжело".
Какие сейчас у вас планы на будущее?
"Боимся думать, как жить дальше. И в Мариуполь вернуться страшно с детьми. Была бы одна, съездила бы, посмотрела, а детей обратно туда везти - 80 % города нет, отстраивают, конечно, но не хочется туда детей за собой тянуть. Не дай Бог, что-то там у украинского правительства в голове будет... Смотрела украинские новости, украинские военные говорят, что на тех территориях (присоединившихся к России) не осталось людей, там остались сепаратисты - это страшно".
Где сейчас учатся ваши старшие дети?
"Сейчас нас пристроили в деревенскую школу. Дети ходят, им нравится по-русски учиться. В Мариуполе все предметы были на украинском. Надо было везде разговаривать на украинском".
Что у вас сейчас с работой?
"С работой тяжело, когда только приехали, муж пытался устроиться. Сначала не брали, потому что документов не было, потом не все документы были. Когда куда-то устраивался, на деньги кидали - бесплатно работал. Сейчас получили гражданство, надеюсь, будет получше. Я пока в декрете".
За счет чего сейчас живете, кто и чем помогает, в чем нуждаетесь?
"Пока на поддержке государства и благодаря волонтерам. Элементарно, когда были трудности с памперсами, детским питанием, одеждой для детей. Сейчас буквально 1 день было дистанционное обучение, кинулись, а нет телефона для сына. Слава Богу, дистанционка была только один день, но могут же опять возобновить, поэтому нужен телефон".
Сколько денег уходит на детей?
"Уходит больше, чем есть, приходится занимать. Если бы не волонтеры, намного больше требовалось бы денег. От государства сейчас получаем 26 тысяч рублей на четверых детей. Приходится занимать у брата, который живет в Питере, отдаем, когда есть возможность".
Вы всегда хотели, чтобы у вас было много детей?
"Я хотела детей. Даже когда мне было 11-12 лет, я всегда нянчилась с племянниками. Я люблю детей, я сама из многодетной семьи. Кто-то расположен именно к детям, а у кого-то совсем другие интересы".
Возможно, что-то еще хотели бы сказать?
"Единственное, хотелось бы справедливости, сейчас отношение к херсонцам - им и сертификаты, и повышенные возмещения, а нам получается по 10 000 рублей дали и все. В Мариуполь вернуться можно, но мы там ничего не получим, мы остались без ничего. Чувствую, тяжело будет. Если бы нас Владимир Владимирович услышал и также, как и херсонцам помог и Донецкой области, Луганской области и Запорожской, потому что они пострадали даже больше, чем многие. Всем сейчас тяжело".
Также в конце встречи Виталина Елякина отметила, что ищет свою бабушку, связь с которой пропала.
"Ее зовут Якушева Людмила Ивановна. Она родилась 4 февраля 1941 года - пропала без вести в Мариуполе. С 22 марта ее никто не видел и не знают, где она. Последний раз ее видели на проспекте Ленина, 86. Видели ее во дворе дома, дом горел, то ли она осталась в квартире, то ли ушла. Может, где-то живет, а мы и не знаем. Если она вдруг находится в больнице или у каких-то людей, просим, помогите ее найти. Где только можно писала, звонила, но так и не могут ее найти. Возможно, она лишилась памяти".
Желающие оказать какую-либо помощь семье Виталины, могут обратиться к ней напрямую по ее номеру телефона 8 988 515 23 88.
Ранее "Про Город" сообщал, что рассказал чебоксарец о поездке к военным батальона "Атал" через Мариуполь.
Видео: