"Война и мир" - рецензия на фильм "Битва за Севастополь"
- 8 апреля 2015
- 12+
История Людмилы Павличенко — легендарной женщины-снайпера, имевшая на своем счету 309 подтвержденных смертельных попаданий в солдат и офицеров гитлеровских войск
70-летие Победы в Великой Отечественной войне отразилась на российской киноиндустрии выходом в широкий прокат целого ряда картин, посвященных событиям тех лет. На апрель приходятся сразу две подобные премьеры - история советской женщины-снайпера Людмилы Павличенко под названием "Битва за Севастополь" и ремейк фильма 1972 года "А зори здесь тихие..." Сейчас, когда до премьеры "зорей" остается чуть больше двух недель, самое время остановиться на успехах и ошибках сделанных авторами "Битвы за Севастополь" на поприще военного кино. Ведь разочарование от сделанного с нуля проекта всегда сильнее, чем от ремейка. Как-никак переснимать классику зритель никогда не просит, а чего-то нового хочется всегда.
Главное удивление - роли Севастополя в Великой Отечественной войне отведена меньшая часть от общего хронометража фильма
Вспоминая титанов
Вышедший в 2013 году "Сталинград" в режиссуре Федора Бондарчука вызвал бурю негодования со стороны массового зрителя. Фильм делал ставку на зрелищность и общее качество картинки, отодвигая на второй план историческую достоверность. "Битва" в своем повествовании использует практически те же самые приемы, что мы видели в "Сталинграде" - это череда воспоминаний из своего знакомства с Людмилой Павличенко, которыми делится жена президента Соединенных Штатов Элеонора Рузвельт в период своего визита в СССР в 1957 году. Подобный подход к рассказу истории Людмилы Павличенко становится основным и единственным раздражителем на пути к знакомству с ней. Постоянные переходы от военных действий 1941 года к поездке советской делегации в США 1942 года ломают атмосферу военного времени. Словно вам налили стакан воды в жаркий июльский день, где-нибудь на берегу Черного моря, но выпить его полностью не дают, а вырывают из рук после каждого глотка. Сами детали пребывания героини в Соединенных Штатах, также оставляют кучу вопросов. Какую мысль пытались донести сценаристы: только Элеонора Рузвельт смогла понять Людмилу Павличенко?; только в этой поездке главная героиня смогла почувствовать свободу от зашоренных взглядов НКВДшников?; важно во чтобы то ни стало уговорить Запад открыть второй фронт? 1942 год - впереди перед СССР три тяжелейших года военного кошмара, финал картины оставляет все это за скобками, сводя все события, к речи перед западной элитой. Не лучше ли было сэкономить время картины и показать события обороны Севастополя, которых фильму критически не хватает. Для понимания роли Севастополя в советской истории это было бы гораздо ценнее.
Элеоноры Рузвельт в фильме больше, чем Севастополя
Люди людей
Достижением команды, работавшей над "Битвой", стало сосредоточение не на масштабных военных баталиях, а акцент в сторону роли человека, как в отдельном взятом сражении, так и сохранения человеческого "я" как главной смысловой единицы любой войны. Именно так, смыслы по Сергею Мокрицкому (режиссер) не в смерти, а в борьбе за право жить. Сложнее всего в подобной ситуации оказывается героине Юлии Пересильд (Людмила Павличенко), будучи воспитанной в духе строгости сотрудников партийных спецслужб, единственной дорогой для признания со стороны отца она находит во вступлении в ряды Советской армии. Здесь посреди боевых действий она находит больше понимания и заботы в лице полевых командиров, которые впервые называют ее особенной. Вместе с этим приходят и первые потрясения от потерь. Война изматывает Людмилу Павличенко не только физически, но и полностью иссушает психологически. Сцена, в которой ее фотографируют с ружьем для того, чтобы показать немецкой армии, что она не умерла, воспринимается как издевательство, да необходимое для общей цели, но издевательство. Черту под этим подводит финальная снайперская "дуэль". Победа уже не столько радует, сколько в очередной раз напоминает - это был последний выстрел Павличенко на этой войне.
Факт: В фильме Павличенко с 1937 по 1942 не замужем. На самом деле Людмила вышла замуж в 1932 году, тогда же у нее родился сын.
Итог
"Битва за Севастополь" полнее раскрывает образ женщины посреди войны, чем недавний "Батальонъ". Делается это без надрыва, пафоса и заимствований из других военных кинолент. Что важно война здесь это не место, где одни герои "наваляли" злодеям из чужой страны. Война это ад, через который удалось пройти людям, в нашем случае женщине, постаравшейся что-то сохранить в себе. Сохранить удалось не все и не всех, но роль ее сложно переоценить.
"Битва за Севастополь" - 8 из 10