ХААСП обязательна для всех, как и зачем внедрять

 

ХАССП представляет собой систему безопасности пищевой продукции. Использование ее принципов обязательно для всех компаний, которые выпускают пищевую продукцию. Внедряя систему, прежде всего обращаются к нормам, прописанным в стандарте ИСО 22000. Нужно обращать внимание на то, что в нем прописаны только общие нормы для внедряемой системы. Выстраивая эффективную систему менеджмента (далее - СМ), нужно учитывать особенности предприятия, на базе которого она будет использоваться.

Зачем внедрять ХАССП и кому это нужно?

Требования к внедрению прописаны в техническом регламенте ТР ТС 021/2011, который устанавливает нормы безопасности пищевой продукции и процессов их производства. С учетом норм ТР ТС использование принципов, отраженных в стандарте ИСО 22000, обязательно для всех предприятий, которые заняты в выпуске пищевой продукции, даже если это отдельные операции, а не полный цикл переработки.

ХАССП необходимо внедрять:

  • пищевым предприятиям, которые непосредственно производят продовольственные товары;
  • фирмам, оказывающим услуги общественного питания;
  • компаниям, которые заняты в выращивании животного или растительного сырья, используемого для производства пищевой продукции;
  • предприятиям, которые выполняют отдельные операции, необходимые для выпуска пищевой продукции. 

Использование СМ позволяет предприятиям наладить выпуск товара с наименьшими потерями и производить продукт с минимальным количеством брака или его полным отсутствием. 

Поскольку внедрение ХАССП – обязательное требование технического регламента, то отсутствие СМ на выпускающем предприятии – повод привлечь компанию к ответственности. С учетом норм, которые указаны в КоАП РФ, наказанием для компаний будет:

  • штраф, размер которого устанавливается с учетом особенностей нарушения и его последствий;
  • приостановление деятельности;
  • конфискация товара, произведенного и выпущенного в реализацию с нарушениями.

Базовые принципы ХАССП

Пи внедрении СМ используют базовые принципы, отраженные в стандарте. Основными действиями, которые нужно выполнять, учитывая эти принципы, являются:

  1. Идентификация признаков и факторов, которые опасны для выпускаемой продукции. Такие факторы могут оказывать негативное влияние на качество выпускаемых изделий, приводить к невозможности их дальнейшей переработки или выпуску в реализацию. Перечень опасных факторов существенно отличается в зависимости вида выпускаемого товара.
  2. Установление контрольных точек производства. Это такие точки, в которых были идентифицированы наиболее опасные признаки, влияющие на продукт.
  3. Определение параметров, предельных для обработки. Предельные параметры устанавливаются для каждой из контрольных точек производства.
  4. Формирование системы мониторинга, которая позволит предотвращать негативное влияние производственных процессов на выпускаемый продукт и своевременно предпринимать действия, направленные на устранение последствий нарушения.
  5. Формирование корректирующих действий, при помощи которых внедренная СМ приводится в соответствие с требованиями стандарта. 
  6. Определение процедур, необходимых для проведения, чтобы обеспечить контроль соблюдения критических параметров контрольных точек.
  7. Документирование всех процедур, происходящих в рамках действия СМ.

Сертификация ХАССП

Кроме непосредственного внедрения СМ компания по желанию может получить сертификат ХАССП. Это документ, который свидетельствует о том, что внедренная СМ соответствует требованиям, предъявляемым к ней стандартом.

Преимущества оформления сертификата в следующем:

  1. Возможность точно установить соответствие требованиям стандарта, при необходимости, провести корректирующие действия.
  2. Получить официальное подтверждение того, что ХАССП функционирует на предприятии и отвечает нормам стандарта.
  3. Получить конкурентное преимущество. Компании, оформляющие добровольные сертификаты, имеют возможность расширять рынки сбыта и получать более выгодные предложения о реализации товара, чем другие предприятия, которые не проходили процедуру.
  4. Оформить декларацию о соответствии своего товара с максимальным сроком действия – 5 лет. Это можно сделать, используя схему 6д, которая предполагает предоставление сертификата ХАССП среди прочих документов, необходимых для регистрации декларации.

Что нужно предоставить при обращении в сертификационный центр

Предприниматели, которые обращаются за помощью во внедрении системы менеджмента, должны предоставить:

  • регистрационное свидетельство, ИНН;
  • данные по организационной структуре предприятия;
  • сведения о перечне выпускаемого товара;
  • информацию об используемых технологиях на производстве;
  • данные по специалистам, которые будут назначены внутренними аудиторами;
  • имеющиеся разработки и документацию по системе менеджмента при условии, что компания предпринимала самостоятельные попытки ее внедрения.

Точный перечень необходимой документации и порядок осуществления действий для внедрения системы будет определен после проведения консультации с клиентом. 

Дополнительную информацию об особенностях разработки и внедрения системы можно узнать на странице сайта с соответствующей услугой https://delotest.ru/razrabotka-dokumentacii-i-vnedrenie-xassp/.

 

Популярное