ХААСП обязательна для всех, как и зачем внедрять
ХАССП представляет собой систему безопасности пищевой продукции. Использование ее принципов обязательно для всех компаний, которые выпускают пищевую продукцию. Внедряя систему, прежде всего обращаются к нормам, прописанным в стандарте ИСО 22000. Нужно обращать внимание на то, что в нем прописаны только общие нормы для внедряемой системы. Выстраивая эффективную систему менеджмента (далее - СМ), нужно учитывать особенности предприятия, на базе которого она будет использоваться.
Зачем внедрять ХАССП и кому это нужно?
Требования к внедрению прописаны в техническом регламенте ТР ТС 021/2011, который устанавливает нормы безопасности пищевой продукции и процессов их производства. С учетом норм ТР ТС использование принципов, отраженных в стандарте ИСО 22000, обязательно для всех предприятий, которые заняты в выпуске пищевой продукции, даже если это отдельные операции, а не полный цикл переработки.
ХАССП необходимо внедрять:
- пищевым предприятиям, которые непосредственно производят продовольственные товары;
- фирмам, оказывающим услуги общественного питания;
- компаниям, которые заняты в выращивании животного или растительного сырья, используемого для производства пищевой продукции;
- предприятиям, которые выполняют отдельные операции, необходимые для выпуска пищевой продукции.
Использование СМ позволяет предприятиям наладить выпуск товара с наименьшими потерями и производить продукт с минимальным количеством брака или его полным отсутствием.
Поскольку внедрение ХАССП – обязательное требование технического регламента, то отсутствие СМ на выпускающем предприятии – повод привлечь компанию к ответственности. С учетом норм, которые указаны в КоАП РФ, наказанием для компаний будет:
- штраф, размер которого устанавливается с учетом особенностей нарушения и его последствий;
- приостановление деятельности;
- конфискация товара, произведенного и выпущенного в реализацию с нарушениями.
Базовые принципы ХАССП
Пи внедрении СМ используют базовые принципы, отраженные в стандарте. Основными действиями, которые нужно выполнять, учитывая эти принципы, являются:
- Идентификация признаков и факторов, которые опасны для выпускаемой продукции. Такие факторы могут оказывать негативное влияние на качество выпускаемых изделий, приводить к невозможности их дальнейшей переработки или выпуску в реализацию. Перечень опасных факторов существенно отличается в зависимости вида выпускаемого товара.
- Установление контрольных точек производства. Это такие точки, в которых были идентифицированы наиболее опасные признаки, влияющие на продукт.
- Определение параметров, предельных для обработки. Предельные параметры устанавливаются для каждой из контрольных точек производства.
- Формирование системы мониторинга, которая позволит предотвращать негативное влияние производственных процессов на выпускаемый продукт и своевременно предпринимать действия, направленные на устранение последствий нарушения.
- Формирование корректирующих действий, при помощи которых внедренная СМ приводится в соответствие с требованиями стандарта.
- Определение процедур, необходимых для проведения, чтобы обеспечить контроль соблюдения критических параметров контрольных точек.
- Документирование всех процедур, происходящих в рамках действия СМ.
Сертификация ХАССП
Кроме непосредственного внедрения СМ компания по желанию может получить сертификат ХАССП. Это документ, который свидетельствует о том, что внедренная СМ соответствует требованиям, предъявляемым к ней стандартом.
Преимущества оформления сертификата в следующем:
- Возможность точно установить соответствие требованиям стандарта, при необходимости, провести корректирующие действия.
- Получить официальное подтверждение того, что ХАССП функционирует на предприятии и отвечает нормам стандарта.
- Получить конкурентное преимущество. Компании, оформляющие добровольные сертификаты, имеют возможность расширять рынки сбыта и получать более выгодные предложения о реализации товара, чем другие предприятия, которые не проходили процедуру.
- Оформить декларацию о соответствии своего товара с максимальным сроком действия – 5 лет. Это можно сделать, используя схему 6д, которая предполагает предоставление сертификата ХАССП среди прочих документов, необходимых для регистрации декларации.
Что нужно предоставить при обращении в сертификационный центр
Предприниматели, которые обращаются за помощью во внедрении системы менеджмента, должны предоставить:
- регистрационное свидетельство, ИНН;
- данные по организационной структуре предприятия;
- сведения о перечне выпускаемого товара;
- информацию об используемых технологиях на производстве;
- данные по специалистам, которые будут назначены внутренними аудиторами;
- имеющиеся разработки и документацию по системе менеджмента при условии, что компания предпринимала самостоятельные попытки ее внедрения.
Точный перечень необходимой документации и порядок осуществления действий для внедрения системы будет определен после проведения консультации с клиентом.
Дополнительную информацию об особенностях разработки и внедрения системы можно узнать на странице сайта с соответствующей услугой https://delotest.ru/razrabotka-dokumentacii-i-vnedrenie-xassp/.