Рецензия на фильм "Великий уравнитель"
- 29 сентября 2014

Бывший агент ЦРУ после увольнения со службы начинает жизнь заново, но старые "привычки" не дает ему покоя и здесь
Дензел Вашингтон обладатель двух статуэток премии Оскар, уже вторую осень подряд радует своих поклонников новыми проектами. Если в прошлом году 5 сентября на экраны российских кинотеатров вышел забойный боевик "Два ствола", где напарником по площадке чернокожего гения с именем некогда популярного поп исполнителя и фамилией первого президента США, был Марк Уолберг, то на этот раз перед нами сольный выход на авансцену.
В роли отставного офицера ЦРУ герою Вашингтона, придется разобраться с костяком мафии, корни которой уходят на Балканы. Поводом тому станет банальная вещь - решил за девушку заступиться. Написана и срежиссирована данная история Антуаном Фукуа человеком, который свою любовь к качественному продукту доказал всему киносообществу еще в далеком 2001 году, благодаря все тому же Дензелю Вашингтону сыгравшему одну из главных ролей в его криминальной драме "Тренировочный день". Ожидания от второй совместной работы, были огромными, пропускать показ было нельзя.
Стой, стрелять буду
Вопросы к новому проекту тандема "Фукуа-Вашингтон", возникают уже после первого часа просмотра. Воистину, фильм не предложит пришедшему на него зрителю ничего принципиально нового, кроме вечно работающей формулы американского боевика "хороший парень, мочит плохих парней, а если надо, то мочит их и в сортире". Никаких сюжетных поворотов, неожиданных предательств, разоблачений и открытых финалов. Картина закончится ровно тогда, когда последний негодяй упадет замертво. Кажется, что вдохновлялся создатель картины боевиками 90-ых со Шварценеггером, но тогда подобный подход работал, потому что соответствовал духу времени. Все автомобили делились на Лады и иномарки, одежда на нашу и "фирмовую", одним словом никому не было дела до деталей в виде модели, марки, фасона. Время шло, индустрия росла и в 2014 году детали, это именно то, что должно тебя принципиально выделять на фоне остальных подобных работ.
Если часто в кадре с грозным видом наставлять на кого-то пистолет, то можно незаметно попасть на съемочную площадку очередных "Неудержимых" (с) Голливудская мудрость
Санаторий имени Вашингтона
Тем удивительнее видится участие Вашингтона в "Уравнителе". Послужной список Дензеля пестрит огромным количеством больших ролей, с глубокой проработкой характеров. Будь-то борец за права чернокожих Малькольм Х или же легендарный боксер Рубин Картер по кличке "Ураган". Все они были персонажами, требующими настоящего погружения в свое "я". Там же где больших ролей не находилось, Вашингтон цеплялся за простые, но идейные проекты. Вспомнить хотя бы боевик "Дежа вю" или же "Книгу Илая", на первый взгляд банальные проекты имели в своей копилке несколько сильных находок, которые и оставляли конечное впечатление на уровне выше среднего. "Великий уравнитель" же становится "ленивой" и не типичной ролью для нашего героя. Весь актерский дар Дензеля здесь сводится к бей, беги, стреляй, грозно своди брови. В общем, хочется верить, что Вашингтон просто решил немного отдохнуть от сложных проектов и на исходе 59 года жизни сыграть супергероя агента, коим хоть раз хотел быть каждый подросток.
Память об участии Вашингтона в "Великом уравнителе", хочется побыстрее сжечь как следы самого ужасного преступления против своего таланта.
Тишина должна быть в библиотеке!
Брутальность с которой герой Вашингтона разделывается с плохишами, чуть выравнивает положение в пользу симпатии к работе Фукуа, но позже и к этому начинаешь привыкать, в конце концов, не вчера жанр был придуман. Драки с использованием предметов - привет Джеки Чану, просчитывание действий перед началом схватки - привет Гаю Ричи с его "Шерлок Холмсом". Наконец любовь Роберта МакКолла (Дензел Вашингтон) к литературе, которая по задумке авторов должна была стать философским камнем, превращающим плоский боевик в нечто более серьезное и ценное с художественной точки зрения, на деле оказывается лишь поводом для начала диалога между ставшей против своей воли проституткой (Хлоей Грейс Морец) и уравнителем. Во второй половине фильма и вовсе улетучивается и забывается. Какое тут чтение, когда за тобой охотятся люди самого Пушкина (в российском прокате фамилия главного мафиози переведена как Пушкевич).
Если сценарий "Великого уравнителя" переложить в книжный формат, вряд ли получится скоротать за его чтением, хотя бы пару вечеров.
Итог
"Великий уравнитель" не настолько безнадежен, чтобы категорично отказывать себе в его разовом просмотре. Технически работа сделана качественно и не вызывает ощущения бедности картинки. Дензел Вашингтон сыграл настолько убедительно, насколько ему позволил сам образ главного героя. В остальном перед нами, отличная двухчасовая причина еще раз вспомнить, как же был хорош "Тренировочный день".
"Великий уравнитель" - 6 из 10