Как защититься от СМС-спама?
- 31 марта 2013
Рассылка рекламы мешает чебоксарцам работать, учиться и отдыхать
Наверняка вам хоть раз, но приходилось удалять рекламные смс-сообщения от различных коммерческих организаций.
Это и представители сетевого маркетинга, и финансовые пирамиды, и фирмы, предоставляющие денежные займы.
Но чаще всего чебоксарцы получают CMC от служб такси. Они зачастую не используют другие формы рекламы, а заявляют о себе исключительно рассылкой сообщений на телефоны горожан.
Текст содержит обещания дешевого такси, вплоть до 50 рублей по району. При этом никто не может дать гарантий, что таксист довезет вас без проблем, а если что-то и случится, понесет наказание.
Мешает работе
В редакцию с жалобой на СМС-спам обратилась чебоксарка Ольга Иванова. Рекламные сообщения к ней приходят независимо от времени суток. Днем CMC мешают работать, а ночью могут и разбудить.
- Я работаю в автосалоне, в отделе по кредитованию и страхованию. Бывает неудобно, когда во время оформления документов начинает пищать телефон. Клиенты посматривают косо. Но держать телефон где-то далеко не могу. В любой момент может позвонить руководство, представители банков и страховых компаний. Недоумеваю, где и как спамеры получили доступ к моему номеру, - сетует девушка.
«Нервы на пределе»
В своей проблеме Ольга не одинока, количество комментариев за один день в специально созданной редакцией теме в официальной группе vk.com/progorod21 составило более 100.
Вот некоторые из них.
Мария: «Я номер никому не оставляю, но каждый день по пять CMC приходит».
Любовь: «Ужасно бесят! Особенно когда ждешь важных новостей, а вместо этого спам!»
Дмитрий: «Такие сообщения приходят ко мне раз десять на дню!»
Анна: «Мне каждый день приходят CMC от такси. Уже нервы на пределе от постоянного спама!»
Что говорят авторы рассылок?
При выяснении всех обстоятельств под пристальное внимание попадают сотовые операторы.
- В договоре, который вы заключаете на оказание услуг сотовой связи, может содержаться пункт о возможности предоставления вашего телефонного номера для рассылки рекламы. В любой момент абонент может обратиться к сотовому оператору и рассказать о сообщениях, приходящих к нему. К тому же предоставляется услуга анти-спам. Она позволяет фильтровать поступающую информацию, - сообщают в представительстве одного из главных сотовых операторов страны.
Местные службы такси утверждают, что им тоже приходят подобные CMC.
- Рекламную рассылку осуществляем исключительно по своей базе клиентов. Ваше право отказаться от рассылки и согласовать время поступления сообщений, - говорят в администрации службы такси.
Некоторые организации, связанные с такси, утверждают, что ничем подобным не занимаются и понятия не имеют, кто рассылает рекламу.
Сетевой маркетинг также оказался не очень разборчив в вопросах выбора средств продвижения рекламы на рынке.
- Информацию вы можете получать, потому что регистрировались на сайте нашей организации либо люди из вашего окружения состоят в рядах нашей компании и занесли ваш номер телефона в базу данных, - говорит администратор чебоксарского представительства международного косметического концерна.
Здесь же оказались многочисленные организации, предоставляющие «быстрые» и «срочные» деньги.
- В нашем сегменте бизнеса большая конкуренция, поэтому привлекать внимание потенциальных клиентов приходится и такими рекламными инструментами, как рассылка. Номера телефонов собираем у своих клиентов и советуем передавать информацию о нас своим друзьям и близким, - резюмирует заимодатель.
Нарушение закона
Основной загвоздкой в вопросе привлечения к ответственности рекламораспространителей становится несовершенство закона «О рекламе».
- Предоставление абонентских номеров само по себе - нарушение закона о персональной информации, но факт передачи номеров рекламным организациям является сложно доказуемым. Рекламораспространитель может оформить номер телефона на левую организацию. К тому же в нашей практике случаев судебных разбирательств по таким делам пока не было, - говорит юрист правозащитной организации «Щит и меч» Сергей Петряков.
Нет доказательств
Тем не менее борьбу с проблемными рекламщиками ведут контрольные органы. По закону «О связи» мобильные операторы вправе не предоставлять информацию об абонентах каким-либо органам, за исключением следственных. Распространители же могут арендовать номер и при помощи спам-бота продолжать свое дело.
Специалисты Роскомнадзора сообщают, что вопросы, связанные с распространением по сотовой связи CMC рекламного характера без предварительного согласия абонента входят в компетенцию Федеральной антимонопольной службы.
- CMC-рассылка незаконна без согласия абонента, штрафы за такие нарушения для юридических лиц - 100- 500 тысяч рублей, для должностных - 4-20 тысяч рублей. Работаем исключительно по запросам, что усложняет процесс, к тому же для доказательств нужно приложить сам текст сообщения, его изображение, точную дату, время поступления сообщения и договор с абонентом. Отсутствие информации о рекламодателе и рекламораспространителе не дает привлечь их к ответственности, - говорят в отделе контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы по Чувашии.
Что дальше?
Таким образом, сейчас рассылка СМС-спама все-таки остается безнаказанной.
Единственный способ не попасть на удочку мошенников - не реагировать на них, не вводить на подозрительных сайтах номер своего телефона, не переходить по ссылкам, которые присланы в CMC, не отвечать на провокационные сообщения, внимательно читать договоры с мобильными операторами.
Возможно, подписывая какой-нибудь договор, вы, сами этого не ведая, соглашаетесь на рассылку вам рекламы.
Также «Pro Город» выяснил, что недавно для тех, кто устал получать назойливую рекламу по телефону, в Интернете появился бесплатный социальный сервис, который предоставляет услугу по отписке от ненужных CMC.