Кредитование в условиях пандемии: спрос на услуги МФО постоянно повышается

 

Самоизоляция и карантинные мероприятия повлияли на жизнь каждого жителя России. Экономический кризис в стране отразился на финансовом положении россиян, заставив многих прибегать к кредитованию. Однако, именно в этот период наблюдался спад одобренных заявок в банках на получение потребительского кредита. Основная причина — ужесточение требований к заемщикам и более скрупулезная проверка кредитной истории и долговой нагрузки клиентов. Кроме того, трансформировались и потребности самих клиентов — повысился спрос на услуги микрокредитных организаций, которые цифровизировали свой продукт.

Динамика спроса на «быстрые» кредиты

Аналитический отдел НБКИ (Бюро кредитных историй) опубликовал данные на основании сведений от 3 тыс. МФО. Согласно им, в 2020 году количество микрозаймов, суммой до 30 тыс. руб., превысила 18,7 млн. ед. В сравнении с предыдущим 2019 годом, этот показатель всего на 0,9% ниже, что указывает на восстановление рынка микрофинансирования. При этом, оформление займов «до зарплаты» было неоднородным в течение года. Так, в марте и апреле, спрос сократился на 26%, но уже в начале зимы количество выданных микрокредитов превысил отметку в 10,18 млн ед. — это на 10,13% больше, чем в 2019-м.

Следует отметить, что спад востребованности потребительских кредитов был отмечен по всему миру. К примеру эксперты аналитического портала сравнения МФО в Нидерландах Geldlenen-Spoed сообщают о сокращении общей суммы потребительских кредитов в Голландии с 297289 млн евро в 2019 году до 292290 млн. евро в конце 2020 года.

Наибольшая активность среди россиян, которые пользовались услугами микрофинансовых учреждений, наблюдалась в Москве (901 тыс. ед.) и населенных пунктах Московской области (801,2 тыс. ед.), на территории Краснодарского края (692,6 тыс. ед.) и Свердловской области (638,8 тыс.).

Значительно понизилась популярность микрокредитных компаний среди населения Архангельской (-20,3%), Белгородской (-17,4%) и Вологодской (-14,9%) областях.

По заявлению Алексея Волкова, начальника отдела маркетинга НБКИ, несмотря на пониженный спрос в начале весны, в мае ситуация с микрозаймами практически полностью стабилизировалась. А уже осенью рынок микрофинансовой отрасли продемонстрировал существенный прирост новых клиентов. Кроме того, даже в период спада востребованности среди россиян, убытки МФО были не столь значительны, как в других отраслях кредитования, в том числе потреб- и автокредитах, а также кредитных карт.

Цифровизация — короткая дорога в будущее

Популярность микрозаймов основана на нескольких факторах. Первое — это отсутствие необходимости предоставлять для оформления займа лишние справки и документы. К слову, не во всех стран практикуется выдача денежных ссуд без подтверждения платежеспособности клиента. По данным geldlenen-spoed.nl, в Нидерландах оформление кредитов в финансовых компаниях допустимо только для тех заемщиков, которые официально трудоустроены.

Второе — возможность дистанционного оформления микрокредитов. Так, весной с введением мер по распространению коронавируса, около 95% офисов МФО оказались закрытыми. Но представители этого сегмента бизнеса быстро сориентировались в новых реалиях, перейдя на удаленный формат работы. Кроме того, многие фирмы смогли предложить своим клиентам гибкие решения — оформление денег в долг под проценты стало доступным не только на сайте, но и через мобильные приложения, а также чат-боты.

Популярное