Открытие I Международного фестиваля театров кукол "Карусель сказок"
Чувашский государственный театр кукол
П. Хузангай
Спектакль - мюзикл для разновозрастного зрителя
Создан по гранту Главы Чувашской Республики в творческом проекте «ТĔНЧЕРЕ МĔН ВĂЙЛĂРАХ? (ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВСЕГО СИЛЬНЕЙ?) - семейные просмотры цикла совсем взрослых сказок для не совсем взрослых зрителей разновозрастных групп по сборнику народного поэта Чувашии Петра Хузангая «ЮМАХСЕМ».
В основе спектакля «Голубка», созданного по чувашской авторской сказке на фольклорном материале, лежит бытующий у разных народностей сказочный сюжет о двух сестрах – антиподах: одна - добрая, бескорыстная, трудолюбивая, а другая - злая, завистливая, ленивая. Ленивая, ничего не делая, хочет иметь в жизни все. Трудолюбивая же за богатствами никогда не гонится, больше всего ее волнует благополучие близких.
О том и поведает наш сказочный мюзикл. Собрались на ярмарке артисты разудалые люд честной повеселить, себя показать, сказку мудрую разыграть.
В одном чувашском селении жил - поживал дед Эрнак. Жил не бедно, не богато, растил дочурок – красавиц. Старшую звали Виремли, а меньшую - Саламби.
Раз отправился дед Эрнак в лес с палочкой своей особенной, а она возьми да и угодила в щель земли к властелину подземного царства Ахрату.
Просит дед сурового Ахрата вернуть палку. Согласился тот, но с одним условием, что отдаст Эрнак одну из своих дочерей ему в жены. Подумал старик, что трудно будет ему без палочки заговоренной: ни дров не будет в доме, ни добычи лесной, дал согласие.
Возвратился Эрнак домой. С радостью его встретили дочери, да не радостны были его слова. Рассказал он им все как есть. Ты Виремли – старшая, тебе и замуж выходить, но не захотела строптивая ленивица. И сватам, пришедшим в дом Эрнака за невестой, песня ее совсем не понравилась.
Стал отец меньшую дочь спрашивать, согласна ли она выйти замуж за властелина подземного царства. Разве могла великодушная, добрая Саламби оставить отца в беде? Конечно, она согласилась. И песня ее сватам по сердцу пришлась. «То-то хорошей хозяйкой будет в доме!» – восклицали они.
Проходит время. Решила Виремли навестить сестрицу в подземном царстве. То, что она увидела, разозлило ее злобной завистью: светлый дом, кругом пшеница, Саламби вся в серебре. Пожалела тогда завистливая сестра, что не вышла замуж за Ахрата и задумала дело недоброе. Вскоре и случай удобный подвернулся. Пригласила Саламби сестру в баню. Стали они мыться. Виремли решила пораньше с племянником выйти. Ни о чем не подозревая, Саламби охотно согласилась.
Вышла старшая сестра из бани, спрятала свою одежду, облачилась в платье сестры, посадила на плечо Савмака, сына Саламби и Ахрата, и пошла в дом. Виремли и Саламби были как две капли воды похожи одна на другую, оттого и не заметил никто подмены, даже муж.
Саламби же, выйдя из бани, не видит ни платья своего, ни сестры, ни сына. Вскрикнула она в печали и Голубкой обернулась.
С того дня маленький Савмак стал капризничать и плакать, никто успокоить его не может. Только колыбельная Голубки, прилетавшей по вечерам, успокаивала малыша.
Это повторялось каждый день. Разозлился Ахрат на жену, что сына успокоить не может, и прогнал из дома. Сам же к Гадалке пошел, чтобы ответ у нее найти. Сказала ему бабка – «Излови Голубку ту, что воркует над копной». Так и сделал Ахрат. Возвратился домой, намазал смолой окно, куда садилась Голубка, стал вечера дожидаться.
В обычное время Голубка прилетела, любимому сыночку песню стала петь колыбельную, а как спела – крылышками взмахнула, чтобы улететь, но не смогла: смола - то крепко держит.
Подошел Ахрат к Голубке, взглянула она него, вскрикнула и снова в Саламби – хозяюшку превратилась. И зажили счастливо они в любви да согласии.
Тут сказке конец, а кто понял ее, тот и молодец.
Спектакль затрагивает глубоко нравственные темы семейных ценностей, человеческой добродетели, которые олицетворяются в лице главной героини – Саламби, превратившейся в птицу Голубку. В спектакле обнажаются и людские пороки – зависть, предательство близких, представленные в лице Виремли - старшей сестры Саламби.
Актерская игра в «живом» плане паркетными (планшетными) куклами и масками.