Чебоксарский бизнес выходит из самоизоляции: чему научила пандемия?
- 19 августа 2020
- 18+
- Наталья Афанасьева

Ограничения снимаются, постепенно открывается все больше офисов, магазинов и торговых точек. Мы решили спросить у местных бизнесменов, чему научила их эта пандемия и какие уроки они вынесли?
Сергей Артемьев, владелец бара
«Понял, что нужно диверсифицировать риски. Когда весь общепит закрыли, мы были совершенно не готовы к такому повороту событий. Пришлось быстро переориентироваться на доставку. Денег на то, чтобы создавать с нуля и продвигать свой сайт уже не было, поэтому оперативно подключился к сервису Delivery Club. С первого дня постоянно получаю новых клиентов без дополнительных вложений. И что особенно удобно – мне предоставили электронную систему приема заказов, которая помогает мне автоматизировать операционную деятельность бара. До коронакризиса я как-то не задумывался о таких вещах, а сейчас понимаю, что нужно навести порядок в управленческой отчетности».
Николай Герасимов, владелец автомойки
«В принципе мы не особо сильно пострадали от пандемии. Работать продолжали почти все время, кроме самой первой недели – машины-то людям где-то мыть надо. Раньше оплату мы принимали только наличкой – не хотелось переплачивать банкам. Но в период самоизоляции 90 % клиентов стали обращаться с просьбами оплатить картой, т.к. ходил слух, что пользоваться наличными деньгами небезопасно. После того как потерял нескольких клиентов, которые приезжали с кредитными картами (они просто уехали на другую мойку), пересмотрел свое отношение. Сделал заявку на сайте Сбербанка и мне буквально за пару дней подключили все необходимое оборудование для приема карт. Теперь иду в ногу со временем».
Катерина Миронова, владелица салона красоты
«Мы открылись сравнительно давно, но поток клиентов существенно упал, а затраты, соответственно, увеличились. Я понимала, что нам нужна хорошая рекламная кампания в интернете, но денег на нее не было, а влезать в долги не хотелось. Знакомая подсказала нетривиальное решение – оказывается, при открытии расчетного счета в Сбербанке можно получить 10000 рублей бонусом на рекламную кампанию «ВКонтакте» и другие «плюшки». Например, удвоение платежа в сервисе MyTagret или 30 дней размещения вакансии и 7 дней доступа к базе резюме на HeadHunter. Позвонила на горячую линию банка, оставила заявку, менеджер приехал прямо ко мне в салон и уже на следующий день я запустила рекламную кампанию с огромной скидкой. Во многом такое нестандартное решение помогло мне сохранить бизнес и привлечь дополнительных клиентов».
Константин Зверев, владелец магазина стройматериалов
«В апреле и в мае у нас резко сократился клиентопоток, и с этим нужно было что-то делать. Одно время я начинал фиксировать данные своих покупателей, но они были в отрывочном и несортированном виде. За время пандемии понял, что нужно серьезно пересмотреть свое отношение к автоматизации бизнеса. Нужно было с чего-то начинать, но непонятно с чего – решения на рынке довольно-таки дорогие. Увидел в рекламе, что Сбербанк предлагает для своих клиентов систему CRM24. Позвонил своему менеджеру, он мне все объяснил и помог подключить услугу. Теперь роботы CRM регулярно отправляют email- и СМС-рассылки нашим клиентам, вовремя напоминает менеджерам перезвонить — это помогает для генерации повторных продаж. Бизнес у меня маленький, поэтому пользуюсь бесплатным пакетом с одной воронкой продаж и возможностью разослать до 1000 писем в месяц».