В среду, 5 февраля в Чебоксарах состоялось роуд-шоу Russian Startup Tour, которое привезли гости столицы — крупнейшие государственные организации страны. В их числе Фонд «Сколково», Федеральное агентство по делам молодежи, Фонд инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» и другие.
В нынешней системе образования появилось новое направление — институт науки и технологий Сколтех. Также по всей России, как и в Чувашии, в частности, сегодня функционируют школы Сколково.
Миссия Сколтеха - обучение студентов, создание знаний и развитие технологий для решения ключевых научных, технологических и инновационных задач.
Директор по развитию академических связей Сколковского института Денис Гусев рассказал в интервью журналисту портала «Pro Город» о том, какую роль в системе современного образования в России играют школы «Сколково» и почему их образование и обучение в Сколтехе считается элитным и независимым от установленной программы других Российских Вузов.
Здание Сколтеха
Денис, скажите, допустим, я абитуриент, какая образовательная программа ждет меня в Сколтехе?
- Какая программа обучения вас ждет, зависит от выбранного вами направления. Высокие технологии — это только часть инфраструктуры Сколково, а обучение идет в целом идет по пяти направлениям: энергоэффективность, биомедицина, IT, Ядерные и космические технологии.
Хорошо, теперь я выпускник. Какие преимущества у меня вырисовываются сразу над выпускниками других ВУЗов?
- К студентам Сколтеха очень большое внимание, они постоянно находятся в поле зрения компаний-резидентов Сколково, их постоянно приглашают на стажировки и по возможности предлагают постоянную работу. Но не смотря на это наша главная цель не трудоустройство студентов в уже готовые и развитые компании, а именно их собственные стартапы.
Сколтех — это коммерческий ВУЗ?
- Сколтех формально является негосударственным институтом, он учрежден Фондом «Сколково». Но ВУЗ получает финансирование из государственного бюджета и его задача, собственно, развитие российской экономики и репутация создается не словами, не финансированием, а действиями. В Сколтехе сейчас обучается всего 70 студентов.
У вас обучается всего 70 студентов?
- Сейчас, в феврале будет еще набор, к нам поступит 120 человек, но в целом проектная мощность Сколтеха — 1200 студентов. Первые выпускники у нас будут конце этого года, которые и продемонстрируют своими делами какое мы даем образование и как они могут его внедрять в создание своего собственного инновационного бизнеса.
У нас в Чебоксарах есть «школа Сколково», да и такие школы есть по стране в других регионах. Они как-либо взаимосвязаны с ВУЗом? Каким-либо образом эти образовательные учреждения взаимодействуют?
- «Школы Сколково» - это своеобразная попытка познакомить еще со школьной скамьи учащихся всем тем, чем «Сколково», какие проекты там реализуются. То есть обучающиеся там дети в будущем уже будут знать, что происходит в городке и понимать, какими инструментами «Сколково» они могут воспользоваться и где их взять.
Какой главный инструмент «Сколково» именно в начальном образовании?
- На самом деле «Сколково» - это институт развития и его задача помогать развиваться бизнесу, который уже стоит на ногах и ему нужны какие-либо льготы, преференции и возможность получить различные виды поддержки. Но, если говорить об образовании, то основные компетенции и навыки которые необходимо получать, в том числе, выпускникам школ — это навыки командной работы.
К сожалению, в одиночку никакой инновационный бизнес создать невозможно.
Какие особенности и отличительные черты имеет Сколтех в плоскости других российских ВУЗов?
- В Сколтехе обучение происходит исключительно на английском языке, и частично обучение проходит зарубежом. Кроме этого все обучение проходит в проектном режиме, то есть нет такого классического лекционно-семинарского расписания, а все взаимодействие с профессорами идет вокруг проектов. Студенты объединяются, занимаются своими разработками, у них есть даже периоды, когда они занимаются только проектами. В остальное время они учатся, но учатся они именно тому, что необходимо их проекту, в этом и есть такая уникальность образовательного процесса. У студентов вообще большая свобода выбора, какие лекции они будут посещать в семестре.