Наверх

7 легенд Чувашии: почему Четаи Красные, а в желудке и камень переварится

Возрастное ограничение: 0+
7 легенд Чувашии: почему Четаи Красные, а в желудке и камень переварится из архива "Про Город"
Истории помнят до сих пор

Испокон веков чувашский народ собирал легенды и делился ими. В некоторые из них сложно поверить, но жители республики все же верят в древние истории. Портал “Про Город” собрал некоторые из них, в этом нам помог преподаватель и кандидат исторических наук Сергей Николаевич Кодыбайкин.

Атл-батырь

Есть у поэта Михаила Сеспеля рассказ “Дети Леса”, в котором чуваши поют о храбром герое Атл-батыре, погибшем в бою. В легенде, записанной Николаем Егоровым, Атл выступает храбрейшим вождем чувашей, защищающим людей от врагов. В последнем бою герой вторгся на белом коне во вражеское войско и косил их острым мечом. Сотни стрел втыкались в его щит, семь раз меняли воины щиты Атла, щит с трудом поднимали семь воинов. Когда начали менять щит в восьмой раз, стрела попала в сердце героя и намертво сразила его. Чуваши в честь своего храброго вождя назвали Атл самую большую реку. В армянском атласе VII века река Волга называлась Атл.

Эрнеслу

Рядом с селом Вознесенское Урмарского района был город Хулату и озеро Эрнеслу. Согласно преданию, на месте Хулату стоял город-крепость, вокруг которого был ров. В этом городе находился чувашский царь. Татарский царь решил напасть на город, но чуваши стойко оборонялись, тогда он решил взять крепость голодом. Ночью чуваши за крепостью разбросали колобки, а рано утром собрали их. Татарский царь увидел это и сказал: “Чуваши и камень едят, измором их не взять”. После этого появилась пословица “В чувашском желудке и камень переварится”. Один чувашский колдун, который ненавидел чувашского царя, посоветовал чужому царю наловить голубей силками, привязать к их ногам серу и зажечь ее, пустив птиц в город. Городом овладел татарский царь, но чувашский царь и его семья превратились в лебедей и улетели на юг. Враги стреляли в них и ранили царскую дочь Эрнеслу, она упала в озеро, которое получило ее имя.

Киреметь и Чикету

Широкое распространение по всей Чувашии имеет киреметь и реже встречающееся Чикету, которые связаны с переселением болгаро-чувашей с левобережья. В золотоорыднское время жил шейх Ходжа-Асгар, который распространял ислам. Язычники-чуваши ненавидели его и превратили в злого духа - киреметя, которому приносили жертвоприношение. Та же история с Чикету, близ села Янтиково стоял намогильный камень, под которым похоронен знатный человек.

Семь братьев

В 1837 году старые чуваши рассказывали, что село Штанашево Курмышского уезда «получило название свое от имени одного из семи братьев, родоначальников присурских чувашей - Штанаша. Семь братьев пришли от берегов Волги к сурскому лесу. Одного звали Четай, второго - Хоршеваш, третьего - Атай, четвертого - Штанаш, пятого - Роскильд, шестого - Ходар, седьмого - Торай. Все братья были женаты и вместе им жить было неудобно. Решили они разойтись чтобы у каждого была своя земля. «Думали, думали и наконец решили: Ты, Четай, имеешь жеребую кобылу,— погоняй ее, и иди за ней с семейством; где она ожеребится, там ты построишь себе избу и будешь жить с семейством; а земля, которую пройдет твоя кобыла, будет твоей землей». Таким образом обрели себе земли и поселились Хоршеваш, идя за козой с прибылью, Атай - за суягной овцой, Штанаш - за стельной коровой. Каждый из них шел за беременным животным и от этих братьев, по преданию, возникли селения Красные Четай (у Четая волосы были рыжие, поэтому его селение назвали Красным), Хоршеваши, Штанаши, Старые Атай, Раскильдино, Ходары, Тораево, ныне входящие в Красночетайский, Аликовский, Шумерлинский и Моргаушский районы.

Источник airfoto.cheb.ru

Эль-кюль

Особый интерес представляют предания и легенды о селе Алдиарово Янтиковского района и якобы бездонном озере Эль-кюль близ этого села.  На Чувашской земле было семь озер-братьев, которые образуя могучую грозу, поднимали вихрем воду в тучи и, низвергая сильные ливни, ходили друг к другу в гости. Одним из семи братьев был Эль-кюль. Когда началась засуха, татарское войско пробралось в район озера и сжигало селения, грабя, угоняя скот, забирая девушек и убивая сельчан. Некоторым жителям удалось спастись убежав в лес. Однажды старик Суваг собрал всех в лесу и привел их к озеру. Люди принесли в жертву жеебенка и начали просить Эль-кюль послать им дождь, оградить от злых врагов. В тот же момент ударил гром и хлынул небывалый ливень, топя дороги и болота дождь шел трое суток. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами пробиралось к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигла их страшная буря и увязла в болото. После этого случая старик Суваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Эль-кюль. С тех пор озеро Эль-кюль стало священным местом для чувашей, местом Аслă чÿк — «Главного жертвоприношения». Сюда весной собирались крестьяне из разных кондов Чувашии, чтобы приносить озеру жертву лошадьми и жеребятами, прося у него дождей на все лето и урожая хлебов.

Источник fb.ru

Ядрин

В предании о возникновении Ядрина говорится, что трое чувашских старейшин Тогачь, Сарплат и Азамат поспорили между собой, кому иметь уездный город, намеченный царем. Грамота на право основания досталась Тогачу, с ним начали воевать Сарплат и Азамат, но ночью на дом Тогача напал другой знатный чуваш по имени Етерне и присвоил грамоту. Так уездным городом стал Ядрин (Етерне - чувашское название города Ядрин).

Источник gpedia.com

Красные Четаи Культура Республика - новости Чувашии Ядрин
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru