Алексей Тайчер: антикризисный менеджер и бизнесмен. Биография предпринимателя.

Мажоритарный акционер «ТФМ» — холдинга, предприятия которого лидируют в нескольких сегментах экономики. Он владеет 75% акций этой группы компаний, куда входят ведущие предприятия в сфере грузовых ж/д перевозок, лизинга спецтехники и горной разработки.

Образование и начало карьеры

Предприниматель родился в Ленинграде в 1979 году. В 2000 году окончил экономический факультет Петербургского государственного университета путей сообщения. Карьеру начал в студенческие годы с позиции помощника финдиректора многопрофильной компании «Евросиб СПБ».

В 2003 году принял приглашение руководства ООО «Концерн «Союзвнештранс» На новом месте занялся антикризисной деятельностью. В его ведении были непрофильные и проблемные активы. В их числе проект транспортного терминала в районе аэропорта Шереметьево, а также девелоперский проект недалеко от населенного пункта Сколково (Московская область).

Антикризисная деятельность в РЖД

В 2005 году Тайчера пригласили в РЖД, где он проявил себя как эксперт и как антикризисный менеджер. В начале карьеры в госкомпании он принимал участие в разработке Целевой модели рынка грузоперевозок (ЦРМ), ставшей дорожной картой для проведения реформ в отрасли. На должности заместителя гендиректора дочернего общества РЖД — ПАО «Первая грузовая компания» (ПГК) он реализовал идеи, заложенные при подготовке ЦРМ. С нуля был создан крупнейший в стране грузоперевозчик. По решению правительства России ПГК была приватизирована. Общая сумма выручки государства составила 175,5 миллиарда рублей.

В 2012 году Алексей Тайчер возглавил АО «СГ-Транс», приобретенное в том же году акционерной финансовой корпорацией «Система» Владимира Евтушенкова. Предприятие занималось закупкой, продажей, транспортировкой и хранением сжиженных углеводородных газов (СУГ). АО находилось не в лучшем финансовом состоянии. Новая команда управленцев реализовала антикризисную стратегию, сделав ставку на перевозку СУГ, а не на расширение сети топливных баз и автомобильных заправок. В итоге за 2013 год перевозчик почти втрое увеличил размер чистой прибыли и на 20% нарастил парк вагонов. В 2013 году менеджмент компании во главе с Алексеем Тайчером выкупил у АФК «Система» 50% акций «СГ–Транс». Холдинг Евтушенкова в короткий срок вернул первоначальные инвестиции и в 2016 году окончательно вышел из бизнеса, продав оставшиеся у него 50% акций спецперевозчика.

Сегодня «СГ-Транс» является абсолютным лидером на рынке транспортировки СУГ и наливной химии. Среди последних новостей о деятельности компании — сообщение Московской фондовой биржи о регистрации программы, предусматривающей возможность размещения облигаций «СГ–Транс» на общую сумму 50 миллиардов рублей.

Лизинг и разработка месторождений

В 2019-м Алексей Тайчер вместе с партнерами на кредитные средства приобрел лизинговую компанию ПАО «ТрансФин-М». Несмотря на спад в экономике, новой команде управленцев удалось увеличить парк активов, прибыль самого публичного акционерного общества и его дочерних предприятий. На начало второго полугодия 2021 года лизинговый портфель «ТрансФин-М» превысил 170 млрд рублей.

Активно развиваются и другие компании, входящие в структуру «ТФМ». Так, ООО «ТФМ-Спецтехника» переориентировали на оказание майнинговых услуг при разработке месторождений. За полтора года сформирован портфель заказов на сумму свыше 100 млрд рублей, Компания занимает лидирующие позиции в отрасли, сотрудничая с крупнейшими игроками: «Норильский никель», «Удоканская Медь», «Сибирский Антрацит»,«Кузбассразрезуголь», «Мечел» и прочими.