Работая Смертью - рецензия на фильм "Воровка книг"
- 18 января 2014
- 0+
В 40-ых годах 20 века людям в одном немецком городке удалось остаться людьми
Твое имя "Смерть", твоя работа забирать жизни, за окном западная Европа образца 1938-го года. Ты наемный рабочий, имя работодателя Адольф Гитлер - отвратительный характер и куча безумных амбиций. Выбора нет. Работа есть работа.
"Жизнь рано или поздно заканчивается"
С этой фразы открывает повествование своей новой картины "Воровка книг", режиссер Брайан Персивал, а произносит их один из главных героев - смерть (мужской закадровый голос). Девятилетняя девочка Лизель, после смерти брата, переезжает в Мюнхен к приемной семье. Единственное что остается у нее от прошлой жизни это книга, подобранная на могиле брата. По иронии судьбы Лизель совсем не умеет читать. Именно эта деталь и станет той зацепкой, благодаря которой она обретет новых друзей, новых врагов и вернет вкус к жизни. На одной улице Мюнхена развернется настоящая борьба за возрождение человеческого духа и веры.
"Ура, Германия объявила войну Англии!"
Атмосфера военного времени, и вся его противоречивость переданы великолепно. В этом времени поводом радости для детей становится новость о новом военном конфликте, испачкаться грязью значит хотеть быть похожим на "черного", а день рождения Фюрера отмечается скорее для соседей, которые могут доложить солдатам об отсутствии у вас праздничного настроения. Жизнь в страхе 24 часа в сутки. Дружба Лизель со скрывающимся от фашистского преследования еврейским беженцем Максом, становится для нашей героини еще одним шагом на пути к формированию молодого взбунтовавшегося духа. Этот душевный бунт в итоге и выльется в ненависть к Гитлеру. Картину можно попытаться обвинить в фэнтезийности подачи, но нужно понимать, что войну против режима и духа времени вели не только солдаты с ружьями, танками и пушками на фронте, ее вела каждая семья, каждый ребенок с книгой, футбольным мячом, гармоникой, не отвернувшиеся от долга и человечности. Под постоянными бомбардировками, запуганных жителей одной из Мюнхенских улиц, Лизель пытается воодушевить рассказами из прочитанных книг. Люди просят рассказывать громче и этот голос заглушает, ужас творящийся снаружи. Тем не менее, смерть берет свое, но даже она запомнила какую мудрую и интересную жизнь прожила Лизель и ее семья.
Итог
В "Воровке книг" выдержан идеальный баланс между столкновением больших взрослых тем о долге, родине, самоопределении, жизни и смерти и детского стремления к обычной, спокойной жизни, в которой от солдат можно просто сбежать, а "мобилизация" всего-навсего непонятное слово. Авторская находка в виде рассказа от лица смерти, дает понять, что какие бы светлые мотивы не вели нас по жизни, с результатами ее "работы" нам придется столкнуться. Вы будете сопереживать главным героям, вы будете меняться вместе с главными героями. Вы будете жить с главными героями. Единственной претензией к картине может стать лишь историческая достоверность, погоня за которой в этой картине выглядит лишним, ну и отвратительный product placement (скрытая реклама) от Apple в финале картины. Не сдержались и немного порушили атмосферу.
"Воровка книг" - 9 из 10