
Сбербанк: как самостоятельно открыть ООО
- 4 августа 2020
- 18+
- Наталья Афанасьева

Если задачам вашего бизнеса не подходит ИП или вы решили расширять компанию, можно зарегистрировать юрлицо. Как вариант, сделать это через нотариуса. Вы получите гарантию, но с ней и расходы — на консультации, составление бумаг и их заверение, а подать документы можно и без чужой помощи. Рассказываем, как открыть ООО самостоятельно в 2020 году.
Что такое ООО
Общество с ограниченной ответственностью — это организационно-правовая форма бизнеса. Его могут открыть один или несколько человек, максимум 50. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей.
Участники делят доход пропорционально своим вложениям в уставной капитал. Но они имеют право сами собраться и решить, как распределить чистую прибыль, — это можно делать раз в полгода или год. Если ООО понесет убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала. Но если что-то случится по вине одного из учредителей и имущества компании не хватит на закрытие долгов, учредитель будет нести субсидиарную ответственность.
Пошаговая инструкция
1. Выберите название
Оно должно быть написано кириллицей — транскрибируйте все иностранные слова. Некоторые названия использовать нельзя, например:
- Названия государств. Для слов «Россия» или «Российская Федерация» и производных от них — «российский», «федеральный» — нужно специальное разрешение. Его можно получить, если больше 25 % уставного капитала ООО принадлежит государству (и это не единственное условие).
- Названия общественных объединений, например Красный Крест, ООН.
- Слова, которые прямо указывают или намекают на участие государства в капитале ООО, хотя его нет в учредителях. Например, «муниципальный», «Минсельхоз».
- Названия, которые противоречат общественным интересам, гуманности и морали.
2. Выберите юридический адрес
По закону юридический адрес надо регистрировать там, где находится руководитель. Можно использовать домашний адрес одного из учредителей ООО, но тут свои нюансы: важно быть собственником квартиры или иметь прописку в ней. Для склада жилое помещение тоже не подойдёт, открыть магазин в нем нельзя. По юридическому адресу будут приходить с проверкой сотрудники налоговой и других органов, также туда направят все уведомления по почте. Хорошо, если юридический и фактический адрес совпадают, — так проще для вас. Во-первых, это понравится налоговой и службе безопасности банка, в котором откроете расчетный счет. Во-вторых, если фактический адрес признают обособленным подразделением, его придется отдельно регистрировать и сдавать налоговую отчетность. Не забудьте предоставить документ, подтверждающий право собственности на это помещение или гарантийное письмо от арендодателя.
3. Выберите генерального директора и утвердите устав
Гендиректора можно выбрать из учредителей, пригласить со стороны или назначить самого себя, если вы единственный учредитель. Решение о назначении принимают на собрании по учреждению ООО и протоколируют на бумаге. Руководитель будет заключать сделки с контрагентами, распределять финансы и принимать на работу сотрудников. Его имя внесут в заявление. Трудовой договор можно заключить уже после регистрации ООО. Не забудьте написать устав — на отдельном собрании или тут же, после выбора руководителя.
4. Выберите коды ОКВЭД
Коды общероссийского классификатора ведения экономической деятельности — это сокращенная закодированная информация о том, чем занимается фирма. Коды ищите в справочнике. Указывайте несколько — главное, чтобы они подходили вашему роду деятельности, ограничений по количеству кодов нет. Если ошибетесь в выборе или написании кода, в регистрации откажут. Налоговая может в любой момент провести проверку. Если выяснится, что деятельность работающей фирмы не соответствует кодам ОКВЭД, придется заплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
5. Выберите систему налогообложения
По умолчанию новая компания будет работать на ОСНО — общей системе налогообложения. Что по налогам:
- не больше 2,2 % от кадастровой стоимости;
- на прибыль — 20 %;
- НДС — 20 %.
Если не хотите работать на ОСНО, сразу подготовьте уведомление о переходе на другой режим и подайте его при регистрации. Для УСН нужна форма № 26.2-1, для ЕСХН — форма № 26.1-1. Если подадите заявление позже, чем через 30 дней после регистрации, компания останется на общей системе до конца календарного года. На сайте Сбербанка есть подробная статья о том, как выбрать тип налогообложения для ООО.
6. Соберите пакет документов
В нем должны быть:
- протокол о создании юридического лица, договор об учреждении ООО;
- устав юридического лица;
- квитанция об уплате госпошлины;
- документы, подтверждающие юридический адрес (например, договор аренды).
7. Подайте на регистрацию
Заявление на регистрацию заполняют по форме № Р11001. В нем 24 страницы со сведениями о юрлице. Туда нужно внести:
- информацию об учредителях;
- сумму уставного капитала;
- данные об управляющем или управляющей организации;
- информацию о гендиректоре;
- коды ОКВЭД;
- данные об управляющей компании.
Налоговой понадобится 3 дня для принятия решения. Если все хорошо, вам выдадут несколько важных документов:
- свидетельство о постановке на учет;
- лист записи ЕГРЮЛ;
- устав с отметкой налогового органа о регистрации.
Когда зарегистрируете ООО и получите на руки все документы, — но не позже, чем через четыре месяца, — внесите сумму уставного капитала на расчетный счет. Неоплаченные доли становятся активами организации, их продают или распределяют между участниками.
Где регистрируют ООО
- В налоговой, к которой относится юридический адрес, — ее можно найти в справочнике ФНС.
- В МФЦ «Мои документы» — центре госуслуг.
- У нотариуса. Он подпишет документы, используя свою ЭЦП, и отправит их в налоговую.
- На сайте «Госуслуги».
- На сайте ФНС.
При подаче документов через сайт «Госуслуги» или на интернет-странице налоговой заверять их у нотариуса не нужно — потребуется только ваша цифровая подпись.
Если в регистрации откажут
Налоговая пришлет уведомление с причиной отказа: не хватает документов, есть ошибки или опечатки в заявлении, некорректно написано название компании, у учредителя судебный запрет на предпринимательство. Исправьте недочеты и отправьте документы заново. Если считаете, что вам отказали без оснований, подавайте жалобу в вышестоящую налоговую в том же регионе.
Сколько стоит открыть ООО самостоятельно
- Пошлина. Если подавать заявление в налоговой, придется заплатить 4000 рублей. Если подавать онлайн, пошлину платить не нужно.
- Электронная цифровая подпись. Понадобится, когда будете подавать заявление через интернет. Она все равно вам еще понадобится, поэтому рекомендуем ее оформить. Получить такую подпись можно в одном из центров, аккредитованных Минкомсвязи.
- Расчетный счет. Стоимость разнится в зависимости от банка. В Сбербанке это бесплатно.
...