Педагог с большим опытом воспитания трудных подростков: "Физические наказания неприемлемы"

Педагог с большим опытом воспитания трудных подростков: "Физические наказания неприемлемы"Из архива "Про Город" и Раисы Васильевой

Как завоевать авторитет у детей

22 мая в одной из социальных сетей появилось видео, где учительница чебоксарской школы ударила девочку. Мнения разделились, но большинство встало на защиту учительницы, а кто-то занял противоположную точку зрения. Часть комментаторов даже была бы не против, чтобы к их детям применяли физические наказания в школе. Подполковник милиции в отставке со степенью кандидата педагогическиз наук рассказала, можно ли применять физическую силу в отношении детей в воспитательных целях и как завоевать авторитет у подростка.

Раиса Васильева - кандидат педагогических наук, имеет высшее педагогическое и юридическое образование. Работала в школе учителем биологии, заместителем директора по воспитательной работе, а затем служила в органах внутренних дел - в РОВД Московского района начальником подразделения по делам несовершеннолетних. С 2007 года работала в Чебоксарском филиале Нижегородской Академии МВД России и преподавала правовые дисциплины курсантам и студентам.

"Период работы в Московском РОВД впечатлил особенно. Это очень ответственная работа. Когда я работала инспектором ПДН, на моем участке было до 60 подростков, состоящих на профилактическом учете. Это дети, нарушившие закон от 14 до 18 лет. Каждого знала не только в лицо, но и приходилось "заглядывать в души". Раз в месяц каждого подростка приглашали на профбеседу. Перед собой я ставила цель поставить ребенка на путь исправления, заинтересовать любимым делом, вовлечь в социально значимые мероприятия и социализировать. Моя работа предполагала педагогическую деятельность. Я их воспитывала, конечно же, не одна, рядом всегда были родители, часто матери, которые всем сердцем любили своих детей. Считаю, что только безусловной любовью можно воспитать достойного, любящего свою Родину, готового защитить свою страну гражданина. Любовь, как солнышко, обогревает сердца детей, окрыляет на добрые поступки и дела. Окруженные вниманием и заботой дети в жизни выбирают только добрый путь. Добрый путь - это путь познания, роста и развития", - рассказала Раиса Васильева.

Не всегда родители создают детям условия для развития. Особенно в подростковом возрасте может проявляться агрессия как один из видов девиантного поведения детей. Если такого подростка вовремя не вразумить и не ориентировать на правильный путь развития, он может повторно совершить преступление. В таком случае подростка могут осудить даже к лишению свободы.

"Конечно же, подростков сразу за решетку не отправляют, дают шанс на исправление, осуждая их за первое преступление условно. Вот с такими детьми, не достигшими уголовно наказуемого возраста и условно осужденными, мы работали. В процессе воспитания использовали педагогические методы, формы, средства, приемы. Такие методы, как рассказ, показ, разъяснение, стимулирование, поощрение, были действенными. Чаще всего подростки состояли на учете в милиции за кражи или грабежи велосипедов, магнитол, видеоплееров, телефонов, квартирные кражи, кражи из дачных домиков, угоны автомобилей, вымогательство, грабежи женских норковых шапок и другое", - рассказала бывший сотрудник полиции.

Один из методов воспитания Раиса Васильева выделяет особенно - это использование средств этнопедагогики. Кстати, в научный оборот этот термин ввел уроженец Яльчикского района Геннадий Волков.

"Потенциал педагогики и этнопедагогики велик. Этнопедагогика - это воспитание детей на основе сказок, легенд, преданий, песен и других народных средств. Сказка - это отражение жизни, она учит отличать добро от зла, а также как зло превратить в добро", - объяснила педагог.

За весь опыт работы Раиса Васильева не встречалась с тем, чтобы учителя наказывали физически детей. Женщина считает, что учитель должен быть гибким, стойким и не поддаваться на провокации. Он должен знать душу каждого ученика и все-таки суметь найти терпение, любовь и справиться с любой ситуацией.

"Я не видела, чтобы учителя физически наказывали детей. Был один случай, когда 9-классник ударил в лицо учительницу. Она не стала писать заявление. Считаю, что отрицательные поступки детей нельзя оставлять без внимания. Если действия ученика переходят "красную линию", то стоит обратиться к руководству школы или даже к своему инспектору по делам несовершеннолетних в отдел полиции. Есть статья 5.35 КОАП РФ - неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей", - поделилась женщина.

Наказание должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызвать чувство вины перед собой и другими людьми. В отношении детей нельзя наносить удары.

"Я считаю, что для детей физическое наказание неприемлемо. Как минимум, это запрещено законом. К этому иногда прибегают те, у кого мудрости для воспитания не хватает. Однажды папа избил 13-летнего сына. Мальчик был весь в кровоподтеках и синяках. Это метод воспитания не действенный, скорее, калечит детей, особенно душевно. На таких отцов тоже есть управа. Прокуратура сразу возбуждает уголовное дело за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (156 УК РФ), за которое предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы до трех лет", - объяснила кандидат педагогических наук. 

Если ребенок прохо себя ведет, то можно использовать педагогическое требование. Способ очень действенный, особенно когда у педагога есть авторитет. Можно допустить наказание в виде замечания, а также оставить ученика после уроков и индивидуально в доступной форме объяснить непонятную тему. Если ребенок усвоенный материал расскажет и получит удовлетворение от полученных знаний, то он хотя бы будет пытаться встать на путь исправления. Эти виды наказания будут способствовать превращению внешних стимулов в стимулы внутренние. Раиса Васильева считает, что учитель всегда должен создавать благоприятные условия для обучения и воспитания. Также женщина объяснила, из-за чего дети могут вступать в конфликты в школе.

"Дети конфликтуют с учителями, потому что у них не сформировано мировоззрение. Они еще не знакомы с законами мироустройства.  И поэтому у них еще недостаточно знаний, чтобы ориентироваться в этом мире. Как уже отметила, правильное мировоззрение формируется в семье, садике, школе, через сказки, пословицы и поговорки. Я являюсь заведующей кафедрой народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств.  Я применяю гуманные методы воспитания. На кафедре мы глубоко изучаем культуру наших предков. Это и устное народное творчество, в том числе сказки, эпос "Улăп", песни, танцы и декоративно-прикладное искусство, чувашская вышивка, керамика, головные уборы и украшения, народный костюм. В каждом предмете мы познаем смысловое значение. В Конституции РФ ст. 2 написано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. У нас нет прав физически наказывать детей. Мы можем и должны воспитывать. Воспитание - питание добрыми мыслями, идеями. Нам, педагогам, доверили воспитать достойную для общества и государства личность, для этого мы должны иметь большое доброе сердце", - подытожила Раиса Васильева.

...

  • 0

Популярное

Последние новости