В редакцию портала pg21.ru обратились две семьи - беженцы из Украины, граждане Луганской области - Роман Нерушенко, его супруга Ольга Горячих, Светлана Харасикова и ее супруг Алексей Столяров. В конце августа они вместе с детьми и другими четырьмя семьями были вынуждены бежать на территорию Чувашской Республики. По их словам, они испытывают сложности с оформлением документов и трудоустройством.
Сегодня кто-то из украинцев, приехавших в Чувашию, уже нашли жилье и работу, а вот у семей Нерушенко и Столяровых с этим возникли трудности.
- Из родного города Первомайска в Ростовскую область наша семья выехала в конце июня этого, - рассказывает Роман Нерушенко. - Оттуда нас должны были отправить либо в Тюмень, либо в Хабаровск. По определенным причинам отправку в Тюмень задержали на месяц, а на Хабаровск на две недели. О нас и нашей ситуации стало известно помощнику депутата из Чувашии, который, как я понял, состоит в общественном совете Чебоксар. Он и организовал нам выезд из Ростовской области в Чувашию. Нам обещали, что людей разместят в семейном общежитии в поселке Кугеси, предоставят работу и помогут оформить документы, для чтобы каждый из прибывших мог находиться на территории России легально. Так как все те, кто приехали в Чувашию заранее решили, что обратно на Украину не вернутся и однозначно будут пробовать получать российское гражданство.
По словам супругов Нерушенко, вместо Кугеси их привезли в поселок Новое Атлашево. Там их накормили и в первый же день повезли на ферму. Там в пяти километрах от поселка Атлашево находился племенной комплекс.
- На ферме находился небольшой домик для рабочих, - говорит Ольга Горячих. - Домик не плохой, было видно, что после хорошего ремонта, но вентиляции никакой, канализация была забита, из-за этого в доме стояла постоянная вонь, а окна не открывались. Ладно, если бы там были только мы - взрослые, но с нами были грудные дети, дети-инвалиды, пожилые и пожилые-инвалиды.
По словам беженцев, изначально, когда они только приехали, они были повергнуты в шок.
- Мы подумали: "куда нас привезли?", - говорит Светлана Харасикова. - Нам пообещали, что на ферме мы пробудем всего три дня. Якобы для нас нашли съемное жилье и за это время они должны были решить вопрос с хозяевами. После этого нас должны были переселить, кого-то в однокомнатные квартиры, а кого-то в "двушки".
Кроме этого граждан Украины, вынужденных покинуть свой родной дом пообещали устроить на работу: водителями, трактористами или по тем профессиям, что у них есть. К сожалению, обеспечен работой по специальности был только один человек, так как у него у единственного были соответсвующие документы при себе. У всех остальных были только паспорта.
- На второй день нас привезли в Атлашево для того, чтобы оформить документы, - продолжает Роман. - Мы с отцом вернулись на ферму, начали работать сторожами, остальные соотечественники пошли трудиться на ток. Так прошла неделя, двум семьям нашли по квартире, а другие четыре семьи, в том числе и мы, так и остались на ферме. Естественно, в Россию мы приехали без копейки в кошельке, но питаться-то нам чем-то надо, но ни хлеба, ни молока - нам ничего не давали. Мы спрашивали, может вы хоть картошки привезете? Но в ответ мы ничего не получали. Дай бог здоровья местным жителям, которые помогали кто чем мог: еду приносили и одеждой снабдили.
Как сообщают украинцы, 3 сентября помощник депутата привез к ним на ферму телевизионную команду.
- Про нас сняли ролик, якобы всех разместили, жильем обеспечили, а на деле все выглядело так, как-будто просто разрекламировали эту ферму, - говорит Алексей Столяров. - Так как в помещении было очень влажно, все кровати к утру обычно были насквозь мокрыми, так и до туберкулеза не далеко. Оставаться там было опасно для здоровья.
Со слов Романа Нерушенко, когда они подняли вопрос о зарплате, работе и документах им в открытую сказали: "Мы вообще вас тут не ждали, нам тут женщины с детьми не нужны, мы ждали четырех мужчин, которые будут жить на ферме и работать".
- Две семьи они расселили, так как там и мужья и жены могли работать, а семьи, где на иждивении есть дети и жены им были не нужны. Нам сказали, не нравится можете уезжать. Со временем нас отстранили от работы и начали просить съезжать оттуда. Своими силами мы начали искать себе жилье, но для этого у нас не было денег.
Обе семьи писали объявления о поисках квартиры. Каждый вечер приезжали в Чебоксары и расклеивали их. Мужчины нашли временную работу на стройке в Мариинском Посаде.
- Заработали не плохо, но деньги до сих пор отдают по частям, - говорит Роман. - Так мы хотя бы смогли снять квартиры в Новочебоксарске. Здесь мы проживаем с 15 октября.
Вот уже полтора месяца семья Нерушенко пытается оформить документы о временном убежище, но все тщетно. С их слов постоянно возникают проблемы с УФМС. Кроме этого мужчины хотят утроиться на работу, чтобы кормить своих жен и детей, а также платить за съемное жилье.
- Чтобы устроиться на работу нужен какой-то СНИЛС, - говорит Алексей Столяров. - Наша семья получили документы о временном убежище, но когда начинаем звонить по объявлениям, не смотря на наличие этого документа нам везде отказывают. В центре занятости населения просят доказать, что я безработный, а как я могу доказать, если у меня документов нет. Когда в 2 часа ночи наш город начали бомбить, мы покидали в сумку все самое необходимое и уехали оттуда. Я приехал в Россию практически в одних шортах и в сланцах.
Как заявляют обе семьи переезжать с места на место очень надоело. Соотечественники планируют остаться в Чувашии. Главное сейчас получить документы о временном убежище и получить российское гражданство.
КСТАТИ: в семье Нерушенко воспитываются трое детей, старшему - 14 лет, младшей - 7 месяцев. В семье Столяровых - двое детей: старшей 12 лет, а младшему два года.