Строить дороги в Чувашии стало дороже из-за манипуляций с добычей песка
- 27 октября 2014
- 6+
- Надежда Шаклина
По данным Минстроя Чувашии, после объявления программы «Дороги ко всем населенным пунктам» в 2007 году цена на песок выросла вдвое
В четверг, 23 октября, в Чувашии состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию после завершения строительства реконструированного участка автодороги федерального значения М-7 «Волга» от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы.
Однако параллельно со столь значимым событием в республике набирает обороты история, связанная с фундаментальным компонентом прокладки любой автотрассы – строительным песком, а точнее с правом на его добычу из недр республиканского природного фонда.
Речь идет о нескольких песчаных карьерах, которые, по словам Ивана Исаева, руководителя Минприроды Чувашии, были розданы за бесценок различным ОАО. Об этом ранее писал портал pg21.ru.
По данным природоохранного ведомства в число этих песчаных карьеров входят и 6 месторождений, которыми на протяжении долгих лет распоряжался «Чебоксарский речной порт», а именно: «Приверх острова Казин», «Сюктерское», «Нижне-Сюктерское», «Козловское», «Сидельниковское» и «Шешкарское».
Стоит отметить, что по закону лицензии на разработку природных месторождений должны выдаваться после проведения аукционов. Исаев же утверждает, что бывшее руководство Минприроды Чувашии выдавало лицензии без них.
Три решения о продлении лицензий Речпорту на пескодобычу в вышеуказанных карьерах подписывал Сергей Дринев, занимавший в тот период должность руководителя Минприроды Чувашии (во времена руководства регионом Николая Федорова — действующего министра сельского хозяйства России — прим. ред.).
Сегодня Сергей Дринев является директором ФГБУ «Управление «Чувашмелиоводхоз» Минсельхоза России. Как заверил экс-руководитель республиканского Минприроды, действующее на тот момент законодательство при выдаче и продлении документов нарушено не было.
- Все лицензии выдавались и продлевались в соответствии с действующим на тот момент законодательством, - прокомментировал Сергей Дринев порталу pg21.ru. - Мы никогда и ничего не нарушали, и все наши действия были скоординированы в рамках правового поля. В одно время у органов власти имелся выбор: либо проводить аукцион, либо конкурс. Учитывая, что тогда все эти месторождения уже были в разработке, новые месторождения мы выставляли на аукционы, а те, что разрабатывались, в соответствии с законодательством выставляли на конкурсы. Не буду кривить душой, у меня работали действительно высококлассные специалисты, которые делали абсолютно все в соответствии с действующим законодательством.
В других трех случаях документы на продление лицензий ОАО «Чебоксарский речной порт» подписывал заместитель министра природных ресурсов и экологии республики Владимир Краснов. Вопрос лишь в том: были ли у него на то полномочия? Отвечать на вопросы журналистов Краснов отказался. За него это сделал его бывший руководитель Сергей Дринев.
По словам экс-министра природы Сергея Дринева, в исполнительно-распорядительные функции заместителя министра не входило подписание подобных документов, но тем не менее, согласно выписке, запрошенной редакцией в минприроды, по документам Краснов значится как "исполняющий обязанности председателя конкурсной комиссии по проведению конкурса на право разработки строительных песков в Покровском, Сидельниковском, Шешкарском и Нижне-Сюктерском месторождениях" ( от 02.03.2004 года — прим. Ред.).
Право пользования недрами Нижне-Сюктерского месторождения по лицензии от 30 апреля 2004 года со сроком действия до 01.12.2009 было продлено распоряжением Минприроды Чувашии от 4 сентября 2009 года и дополнительным соглашением от 8 сентября 2009 года на срок до 1 декабря 2019 года.
- Подписано неуполномоченным лицом Минприроды Чувашии – заместителем министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Красновым В.И. Такая же ситуация и с остальными карьерами, - приводят доводы в Минприроды.
Сегодня руководством Минприроды Чувашии приостановлено действие всех лицензий, выданных в 2008-2009 годах, а карьеры выставлены на торги. Первый же аукцион пополнил республиканскую казну на 38,4 миллиона рублей.
Представитель предприятия «Чувашавтодор», одного из постоянных клиентов ОАО «Чебоксарский речной порт», сообщил корреспонденту pg21.ru о том, что ежегодно в зимнее время покупался песок в объемах от 4 тысяч тонн и более на содержание муниципальных трасс в одном только Чебоксарском районе.
- Чувашавтодор закупал песок у разных поставщиков, так как мы обслуживаем практически 70 процентов районов, - комментирует начальник отдела по содержанию автодорог Чувашавтодор Виталий Пименов. - ОАО «Чебоксарский речной порт» поставлял нам песок для Чебоксарского района. В среднем это от 4 до 5 тысяч тонн на содержание дорог в зимнее время.
Реальные сроки сотрудничества также как и сумму расходов за все это время в Чувашавтодор назвать не смогли, так как в компании неоднократно сменялось руководство. Однако известно, что в определенный период отпускная цена на строительный песок в республике за год выросла почти вдвое: если в 3 квартале 2007 года кубометр песка в Чувашии стоил 133,75 рубля, то в 3 квартале 2008 года уже 242,78 рубля. В то же время у соседей в Нижегородской области кубометр песка обходился покупателям в 178 рублей, а в Марий Эл так вообще всего в 140,7 рубля, - такие данные приводит заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Сергей Безруков. Так что подсчитать сумму прибыли скандального поставщика, в принципе, можно.
Кстати, о завышенных ценах на строительный песок в начале октября этого года высказался и президент Российской Федерации Владимир Путин. На заседании президиума Госсовета глава государства поручил правительству следить за стоимостью дорожно-строительных материалов. Об этом многократно сообщали федеральные СМИ.
При этом Путин отметил, что иногда еще до официального объявления о строительстве или реконструкции дорожного объекта все ближайшие земли, пригодные для разработки карьеров, оказываются скупленными, и во время строительства предприниматели диктуют монопольно высокие цены.
Но, возвращаясь к теме дорожного строительства в Чувашии, нельзя не вспомнить, что в 2007 году экс-президентом Николаем Федоровым была объявлена программа «Дороги ко всем населенным пунктам». По данным Минфина Чувашии, Республика взяла в кредит 1,3 миллиарда рублей у Международной финансовой корпорации (МФК) группы Всемирного банка (ВБ).
- Ко всем населенным пунктам дороги не проложены до сих пор, как до сих пор не погашен долг, средства которого в полном объеме не были освоены по назначению, - подытожили в ведомстве.